МОСКВА, 8 окт - РИА Новости/Прайм. Москва переживает бурный рост интереса к сервисам поминутной аренды машины, или каршерингу - по данным столичной мэрии, с начала года было совершено более 12 миллионов поездок, что более чем в два раза превышает показатели всего 2017 года.
В столице действуют 15 операторов каршеринга с общим парком в 11,5 тысячи машин, идёт продвижение в регионы. О нюансах ведения этого молодого бизнеса и о приемлемом варианте выхода из него рассказала корреспонденту РИА Новости совладелица каршеринга BelkaCar Лориана Сардар.
МИЛАНСКИЙ СТИЛЬ
Проект BelkaCar родом из Италии, говорит Сардар - именно оттуда основатели проекта почерпнули идею и сочли ее подходящей для Москвы. "Я жила в Милане, училась в Университете Bocconi. И как раз в 2013-м году в Милане появился free-floating каршеринг и, собственно, я стала его активным пользователем и адептом", - объясняет она.
Миланская бизнес-модель каршеринга прижилась и в России - с точки зрения законодательства, льгот, городской инфраструктуры, парковок Москва оказалась очень близка к Милану, разница только в масштабе, говорит Сардар.
Таким образом, проект, запустившийся всего два года назад, уже насчитывает несколько сотен тысяч пользователей и около 3 тысяч автомобилей и продолжает пополняться по 200-250 машин ежемесячно. Хотя поначалу даже автопроизводители неохотно шли на переговоры, не веря в эту идею и свою выгоду от нее.
Говоря о том, что можно было бы сделать по-другому на старте, Лориана Сардар считает, что можно было привлекать меньше денег. "Привлекать много денег на первом раунде оказалось очень сложно. Можно было бы раньше запуститься, привлекая меньше денег, и сразу же начать работу по привлечению следующего раунда. Мы испугались, что не сможем так быстро подняться, что окажется дыра в бюджете, поэтому поднимали достаточно большой раунд", - признает она.
МОЛОД, ОБРАЗОВАН, ЖЕНАТ
Портрет пользователя каршеринга выглядит примерно так: мужчина, от 26 до 32 лет, женат или в отношениях, с высшим образованием и опытом вождения более 5 лет, который пользуется каршерингом как минимум один раз в неделю, описывает Сардар, которая, как выяснилось в процессе беседы, личной машиной не пользуется вообще.
Отдельная категория - так называемые фейковые аккаунты, когда за руль садится не тот человек, на кого зарегистрирован аккаунт. Такие пользователи, говорит Сардар, наиболее вредоносны - хоть и оплачивают аренду, но когда попадают в аварию, например, пьяные, просто бросают машину и убегают. Но в общей массе их не так много - менее 1% - и их довольно успешно удается выявлять на этапе регистрации, отмечает она.
Другое дело - порой недобросовестные пользователи оставляют машину на частной или частично закрытой территории. "В плане закрытых территорий - мы не разрешаем там завершать аренду, даже если оттуда можно каким-то образом бесплатно выехать, потому что когда клиенты видят, что машина на закрытой территории, отказываются от аренды. Для нас это дополнительные расходы и убытки", - комментирует Сардар.
ПРОЕКТ НА ПРОДАЖУ
Финансовая составляющая бизнеса крутится в основном вокруг автомобиля и его обслуживания. "Лизинг автомобиля - самая большая статья расходов, потому что операционный лизинг - это аренда с пакетом, куда входят и техобслуживание, шиномонтаж, страховка. Если разбить ее на отдельные элементы, то на первое место выйдет топливо", - поясняет Сардар.
При этом у компании невысокая долговая нагрузка и скромный пул инвесторов. Наиболее приемлемым вариантом выхода из такого бизнеса она видит продажу сервиса автопроизводителю - "если посмотреть на мировой опыт, сделки по слиянию и поглощению в каршеринге в основном происходят с участием автопроизводителей".
"Каршеринговые операторы сейчас, будь то мы, или любой другой оператор в мире, это такая прослойка между автопроизводителем и клиентом. Автопроизводители начинают сближаться с покупателями, и в будущем такие прослойки, как дилеры и мы, будут просто пропадать. Достаточно взглянуть на Tesla, они в этом плане самые передовые", - полагает предпринимательница.
По ее словам, каршеринг - это проект на вырост и дальнейшую продажу. Но при этом он не обязательно должен быть прибыльным, потому что автопроизводитель покупает его не за прибыльность, а за доступ к конечному клиенту - чтобы диктовать, какие автомобили он хочет, чтобы водили клиенты и, таким образом, суммарно заработать больше, интегрировав компанию вертикально.
КУДА ЕДЕМ
Интенсивность поездок на машинах каршеринга в этом году растет десятками процентов, на один автомобиль приходится в среднем по 6-8 аренд в сутки, говорит Сардар. По ее оценке, первичное насыщение московского рынка будет на 20 тысячах машин (сейчас 11,5 тысячи).
"Когда мы только начинали заниматься каршерингом в 2013 году, мировая статистика говорила, что если вы хотите посчитать объем рынка в клиентах, берите от одного до трех процентов всего городского населения, и у вас получится ваша потенциальная аудитория. Сейчас та же статистика говорит, что 7-8% населения - потенциальная аудитория сервиса", - рассказывает она.
Говоря об экспансии в регионы, Сардар отмечает, что интересны Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, но окончательного решения еще не принято, так как каждый город оценивается по множеству параметров - размер города, показатели по такси, мобильность населения, количество машин на тысячу человек, активность использования личных машин, цены конкурентов.
На востоке страны интересен Новосибирск - "когда едете в сибирские города, всегда возникает вопрос с прогревом машин. Потому что стоит телематика, которая дополнительно ест аккумулятор. Она не всегда работает в зимнее время при низких температурах, много технических сложностей. Хотя невозможного нет. Мы развиваемся достаточно аккуратными шагами, потому что хотим зарабатывать деньги в тех городах, куда мы заходим", - добавила собеседница агентства.
Сардар не слишком охотно делится планами компании, поясняя то, что нововведения должны быть сюрпризом. Ясно одно - машин на "механике" в BelkaCar не будет, а детские кресла хоть и полезная опция, но пока не удается придумать механизм их установки с защитой от воровства. А вот появление BelkaCar в аэропорту "Внуково", вполне возможно, состоится уже скоро - стороны вернулись к переговорам и надеются выйти на взаимоприемлемое решение, говорит Сардар.
Комментируя дисконтные акции на поездки у конкурентов, она отмечает, что компании, скорее всего, делают это себе в убыток, так как, по ее оценке, только для покрытия затрат оператора на автомобиль эконом-класса, нужно сдавать машину в аренду минимум за 7,5 рубля в минуту. Эта цифра может варьироваться в зависимости от подхода оператора к состоянию машин, их чистоте и частоте их обслуживания.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.