Группа "СОК"выставила официальную оферту руководству "АвтоВАЗа" на покупку более 90% акций ОАО "ИжАвто".
Как сообщает "Комеерсант", документ, подписанный председателем совета директоров "СОКа" Юрием Качмазовым, поступил на "АвтоВАЗ" в декабре 2007 г. В нем Ю.Качмазов оценил "ИжАвто" в 12 млрд руб. (около 480 млн долл.) и отметил, что оферта на этих условиях действительна до 15 февраля. По словам источников "Коммерсанта" на "АвтоВАЗе", глава совета директоров "АвтоВАЗа", гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов, поручил топ-менеджменту завода "проработать вариант покупки "ИжАвто"", и сейчас оферту "СОКа" изучает специальная рабочая группа.
Президент группы "АвтоВАЗ" Борис Алешин подтвердил, что завод получил оферту группы "СОК", но ее детали раскрыть отказался. Он пояснил, что "АвтоВАЗ" нуждается в новых производственных площадках, поскольку ведет переговоры со своим партнером французским Renault о расширении модельного ряда. "Однако пока мы только поглядываем на "ИжАвто", и решение о покупке завода не принято",- подчеркнул Б.Алешин. В группе "СОК" подтвердили переговоры с "АвтоВАЗом", но от дальнейших комментариев отказались.
Напомним, что "ИжАвто" собирает модели "ВАЗ", "Иж" и корейской Kia из машинокомплектов. Потенциальная мощность - 220 тыс. машин с возможностью расширения до 350 тыс. Объем производства в 2007 г. - 78.8 тыс. машин (из них Kia - 49.5 тыс., "ВАЗ" - 21.9 тыс.). Более 90% акций "ИжАвто" принадлежит группе "СОК".
Группа "СОК" намерена продать "АвтоВАЗу" свой единственный автосборочный актив. Помимо "ИжАвто" группа контролирует завод "Рослада", однако он был остановлен еще в 2006 г., а его мощности законсервированы. Кроме того, на "Росладе" есть только сборочный конвейер, но нет линий по сварке и окраске кузовов автомобиля. Поэтому единственный автосборочный проект - выпуск корейской Kia - группа "СОК" ведет на "ИжАвто". В подготовку производства Kia было вложено не менее 100 млн долл. Одновременно с этим дочерняя компания "СОКа" - SOKIA - получила статус генерального дистрибутора марки Kia в России и выстроила сеть из 112 сертифицированных дилеров. Сколько было вложено в продвижение Kia и сколько сейчас SOKIA зарабатывает на дистрибуции, в компании не говорят.
В "СОКе" лишь подчеркивают, что "заинтересованы в развитии отношений с корейскими партнерами". Однако на "АвтоВАЗе" дают понять, что в случае покупки "ИжАвто" сборка Kia на заводе будет остановлена. "Мы не уверены, что корейская сторона заинтересована в больших объемах производства и, как следствие, в его глубокой локализации",- отметил Б.Алешин. Таким образом, продавая "ИжАвто", группа "СОК" рискует остаться без единственного партнера по автосборке.
Михаил Пак из ИФД "Капиталъ" считает, что в СОКе это понимают, но осознанно выставили оферту "АвтоВАЗу". По мнению аналитика, рано или поздно Kia сама лишит SOKIA статуса генерального дистрибутора в России и учредит собственную компанию-импортера. Так уже поступили все иностранные производители массовых марок, работающие в России, в том числе крупнейший акционер Kia концерн Hyundai (владеет 40% акций Kia). Летом 2007 г. Hyundai лишил дистрибуции своих моделей дилерский холдинг "Рольф". "Группе "СОК" логично выйти из проекта с Kia сейчас, зафиксировав максимальную прибыль,- рассуждает Михаил Пак.- Именно сейчас "АвтоВАЗ" нуждается в дополнительных мощностях, и не факт, что он будет готов платить за "ИжАвто" потом". Оценку "ИжАвто", приведенную в оферте Юрием Качмазовым, господин Пак считает "справедливой". Когда истекает срок дистрибуторского соглашения с Kia, в SOKIA не поясняют. Связаться со штаб-квартирой Kia в выходные не удалось.
М.Пак не исключает, что Kia сама сделала предложение группе "СОК" о покупке "ИжАвто". Он отмечает, что Kia сейчас неплохо продается в России (78.6 тыс. за 2007 г., девятое место среди иномарок, данные Ассоциации европейского бизнеса) и, "возможно, хотела бы иметь собственное производство на российском рынке" (сейчас корейский концерн зарабатывает только на поставке машинокомплектов). Если предложение от Kia на покупку "ИжАвто" поступало, то "СОК" мог выставить оферту "АвтоВАЗу", чтобы поднять стоимость актива.
Будет ли "АвтоВАЗ" в этой ситуации покупать "ИжАвто", пока непонятно. По мнению Марины Иркли из "Велес Капитала", "АвтоВАЗ" был бы гораздо более заинтересован в развитии "ИжАвто", нежели "СОК" и Kia. Однако, по словам нескольких топ-менеджеров "АвтоВАЗа", решение о покупке "ИжАвто" будет зависеть от итогов переговоров завода с Renault. Стороны должны определиться с тем, в каких цехах "АвтоВАЗа" размещать выпуск новых моделей на платформе Renault.
Комментарии отключены.