ОБЗОР: Аномальная структура российского АПК мешает использовать его потенциал - ЦСР

МОСКВА, 30 ноя - РИА Новости/Прайм. Аномальная структура российского сельского хозяйства мешает полностью использовать аграрный потенциал РФ, считает директор центра агропродовольственной политики РАНХиГС при президенте РФ Наталья Шагайда.

В четверг Центр стратегических разработок (ЦСР) представил доклад "Тенденции развития и основные вызовы аграрного сектора России", его авторами являются Наталья Шагайда и главный научный сотрудник центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун. На презентации директор центра рассказала об особенностях российского сельского хозяйства и вызовах, стоящих перед отраслью.

"Большой риск мы видим в том, что у нас недоиспользуется аграрный потенциал из-за аномальной аграрной структуры и худших условий работы сельхозпроизводителей, чем у конкурентов", - сказала Шагайда.

Комментируя динамику российского сельского хозяйства в последние годы, она отметила, что ряд тенденций можно трактовать как позитивные факты для российского АПК. Например, в структуре розничной торговли существенно сократилась доля импортных товаров.

Кроме того, РФ достигла почти всех показателей самообеспеченности, предусмотренных в доктрине продовольственной безопасности. "Если темпы роста экспорта будут продолжаться, очень скоро страна станет нетто-экспортером продовольствия", - добавила директор центра.

По оценке ЦСР, к 2024 году Россия может увеличить экспорт продовольствия до 25 миллиардов долларов с 17 миллиардов в 2016 году. Впрочем, для достижения этого показателя властям страны необходимо создавать условия для массового развития высокопроизводительного сельского хозяйства за счет конкурентных преимуществ российской продукции.

СПРОС ПОКУПАТЕЛЕЙ И СТРУКТУРА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Однако в российском сельском хозяйстве не обходится и без проблем. Во-первых, по мнению авторов исследования, традиционные модели роста АПК себя исчерпали, поскольку потребности внутреннего рынка в продовольствии по большей части уже обеспечены, а вот с экспортом (кроме зерна и подсолнечного масла) наблюдаются проблемы.

Второе ограничение - сам по себе внутренний спрос. "Когда мы проводили исследование, что явилось причиной сокращения импорта, у нас получилось, что ни эмбарго, ни внутреннее производство на это не имело большого влияния. На это повлияли курс рубля и снижение покупательской способности населения", - отметила Шагайда.

"Поэтому, если сейчас будет снято эмбарго, то неконкурентность значительной части продукции приведет к тому, что внутренний спрос на внутреннюю продукцию будет ограничен. Эта же неконкурентность не дает возможности продвигать продукцию за рубеж", - продолжила она.

Одновременно, указала эксперт, россияне вынуждены все больше средств тратить на продовольствие. Это ограничивает доступность продуктов для различных слоев населения и, как следствие, продовольственную безопасность страны.

С другой стороны, аграрный сектор столкнулся с высокой концентрацией со стороны производства. "В 2015 году 350 сельхозорганизаций из 21 тысячи, которые подведомственны Минсельхозу, произвели 46% всей продукции. В более чем 61% хозяйств производится всего 4% продукции", - сообщила Шагайда.

"Казалось бы, можно эту небольшую часть ликвидировать, когда у нас есть огромные монстры, которые могут все заместить. Но сельское хозяйство - не площадка в городе, снес - и построил новый цех. К нему с обычной меркой подойти нельзя", - отметила она.

НЕДОСТАТКИ ГОСПОДДЕРЖКИ

Существуют и проблемы в системе господдержки сельского хозяйства. В качестве примера Шагайда привела отказ от взимания акциза с дизельного топлива для сельского хозяйства в большинстве стран.

"Даже у наших соседей в Казахстане и Белоруссии в некоторые периоды, когда пиковые периоды работ, снимается этот акциз. У нас цена вопроса - всего лишь 24 миллиарда рублей", - добавила директор центра. С другой стороны, по данным авторов исследования, господдержка в АПК предоставляется производителям неравномерно.

"Если посмотреть, каким образом она распределяется, то видно, что 50% сельхозорганизаций не получают эту господдержку вообще, либо получают ее в размере до 1 миллиона рублей. Но при этом они производят 8% выручки всех сельхозорганизаций. Например, в 2015 году 5 сельхозорганизаций получили 6% всей государственной поддержки", - указала Шагайда.

Она также отметила, что государство финансирует "богатые и крупные компании". "Таких вещей в международной практике нет: если компания богатая, она не может прийти за государственной поддержкой", - указала эксперт. Кроме того, по ее словам, в России нет ограничений на получение господдержки компаниями, которые учреждены иностранцами.

"В такой стране с развитой поддержкой, как США, компании, учрежденные иностранцами, то есть иностранные компании, не имеют права на получение поддержки. Если мы посмотрим на наших крупнейших производителей продукции в свиноводстве и птицеводстве, то большая часть из списка - это офшорные компании. При этом они получают поддержку", - привела она пример.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ

Эксперты ЦСР в своем докладе указали также возможные стратегические задачи и целевые показатели перспективной аграрной политики.

"Необходимо перейти от создания условий для роста производства в отдельных компаниях к созданию среды для массового развития высокопроизводительного сельского хозяйства за счет конкурентных преимуществ российской продукции", - говорится в документе.

По мнению ЦСР, изменение модели роста сельского хозяйства может заключаться в переходе от стремления увеличить объемы производства для самообеспечения страны продовольствием к реализации конкурентных преимуществ России и ее активному встраиванию в международное разделение труда.

"Нужно производить продукцию, но не закрывать рынок от импорта, если этот импорт пока дешевле. Можно поддерживать производителей другим способом, но тех производителей, продукция которых потенциально может быть дешевой. Например, молоко у нас может быть дешевым, но пока не получается. Значит, должны быть другие меры, может быть, прямые платежи этой группе производителей, что, в принципе, допускается правилами ВТО", - отметила Шагайда.

Одновременно стоит перейти от неравных конкурентных условий к унификации условий доступа к государственной поддержке и содействию массовому развитию малых и средних хозяйств, их кооперации и контрактации с крупным бизнесом, увеличению масштаба деятельности продовольственных корпораций.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Другие новости

30.11.2017
21:25
СТРАНЫ ОПЕК+ ПЛАНИРУЮТ В ИЮНЕ ПРОВЕСТИ ОЧЕРЕДНУЮ МИНИСТЕРСКУЮ ВСТРЕЧУ - НОВАК
30.11.2017
21:10
КЛЮЧЕВЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ СДЕЛКИ ОПЕК+ ОСТАНЕТСЯ УРОВЕНЬ КОММЕРЧЕСКИХ ЗАПАСОВ НЕФТИ В МИРЕ - МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ САУДОВСКОЙ АРАВИИ
30.11.2017
20:35
ОПЕК+ продлила соглашение о сокращении добычи нефти до конца 2018 года - министр Ирака
30.11.2017
20:09
"Газпром" опирается на прогноз по цене на нефть в 2018 г в $60-62 за баррель
30.11.2017
19:43
ОБЗОР: Аномальная структура российского АПК мешает использовать его потенциал - ЦСР
30.11.2017
19:14
Проект устранения цифрового неравенства в РФ может завершиться в 2019 г – Минкомсвязь
30.11.2017
19:00
РФПИ СЧИТАЕТ НЕКОРРЕКТНОЙ ИНФОРМАЦИЮ В РЯДЕ СМИ США О ТОМ, ЧТО ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО БИЗНЕСА С ФОНДОМ ЯКОБЫ НАРУШАЕТ САНКЦИИ - ФОНД
30.11.2017
18:46
Генпрокуратура Венесуэлы подтвердила задержания экс-министров нефти Мартинеса и дель Пино
30.11.2017
18:30
Анонс основных событий и данных макростатистики на пятницу, 1 декабря
Комментарии отключены.