ВАШИНГТОН, 12 окт - РИА Новости/Прайм. Текущий год стал первым за последние несколько лет, когда положительный рост экономики наблюдается во всех страна мира, хотя темпы этого роста в развитых странах и в так называемых emerging markets сильно отличаются. Это означает, что главы Минфинов и Центробанков "большой двадцатки", которые в четверг начнут встречу в рамках Совета управляющих МВФ в Вашингтоне, могут обменяться оптимистическими оценками и вернуться к давней проблеме - реформе мировой финансовой архитектуры.
"Существенной ложкой дегтя будет вопрос вокруг двух институтов - МВФ и Всемирного банка", - рассказал журналистам источник в российской делегации накануне встречи.
Доля стран с развивающейся экономикой в этих институтах не соответствует их реальным позициям в мировой экономике. Однако консультации по пересмотру квот МВФ и формулы их расчета находятся в тупике, прежде всего из-за противодействия главных акционеров - США и Европы. Пока нет решения по формуле, многие страны отказываются говорить о пополнении капитала МВФ. Сейчас эту проблему фонду удается решить, привлекая займы у своих акционеров и продевая одобренные ранее кредитные линии.
"Очевидно, что в ближайшие 2-3 года у фонда не будет проблем с привлечением ликвидности. Дальше - возможны варианты. Если мы столкнемся с ситуацией повторения кризисов Греции, Испании, то возможны варианты. Пока фонд чувствует себя комфортно. Но это не повод расслабляться и откладывать решения в долгий ящик", - заявил источник.
МЫ ДЕЛИЛИ АПЕЛЬСИН
"Сейчас ситуация, когда на долю развитых стран приходится больше 57,5% (квот в МВФ – ред.), хотя если даже пересчитать по нынешней формуле, которую многие признают несовершенной и не отражающей реально веса тех или иных стран в мировой экономике, то соотношение должно быть 51% к 49% в пользу развитых стран", - отметил источник. При этом, по его словам, страны БРИКС уже могли бы получить блокирующий пакет - в основном за счет увеличения доли Китая.
Квота страны в МВФ определяет размер ее финансовых обязательств перед фондом, от нее зависит число голосов в фонде и доступ к финансированию. Так, в рамках стандартной программы государство может заимствовать в МВФ до 200% своей квоты ежегодно и до 600% нарастающим итогом. В исключительных случаях размеры доступа могут быть увеличены.
Совет управляющих МВФ обычно проводит общий пересмотр квот раз в пять лет. Последний - четырнадцатый общий пересмотр квот состоялся в 2010 году, когда было принято решение о беспрецедентном 100% увеличении совокупных квот и переделе долей государств.
В результате капитал МВФ вырос с 238,4 миллиарда SDR (специальных прав заимствований - расчетная единица МВФ) до 476,8 миллиарда SDR. В ходе реформы были пересмотрены более 6% от общего "веса" квот. В частности, квота России в фонде повысилась до 2,73%. Общая доля стран БРИКС (Россия, Китай, Бразилия, Индия и ЮАР) достигла 14,7% при том, что пакет в 15% позволяет блокировать решения акционеров.
Этот пакет реформ должен был вступить в силу в 2014 году, но был реализован на два года позднее из-за протводействия конгресса США, которые имеют самую большею долю в фонде - 16,4%
Страны договорились, что новая формула будет принята уже в 2018 году, а в 2019 году - должен быть пересмотр квот на её основе. "Сейчас получается, что у нас нет и формулы, и нет никаких договоренностей по сдвигу", - сетует источник.
СПОР ПО ФОРМУЛЕ
Сейчас квота каждой страны в МВФ рассчитана по формуле, которая исходит из величины ВВП, и включает такие показатели как открытость, экономическая изменчивость и размер международных резервов. При этом размер ВВП для формулы на 60% измеряется на основе рыночных обменных курсов и на 40%.
"Позиция США предельно проста: из формулы нужно убрать абсолютно все, оставить только ВВП, то есть сделать ее предельно простой, прозрачной и без дополнительных компонентов", - рассказал участник российской делегации. При этом ВВП предлагается считать по рыночным курсам.
"Европейцы однозначно стоят за сохранение в формуле открытости, которая дает значительное приращение в квотах небольшим развитым открытым экономикам. Если убрать эту переменную из формулы, то вся Европа от мала до велика очень сильно просядет", - добавил он, отметив, что по действующей формуле большой "плюс" европейским странам дает торговля внутри Евросоюза.
"Emerging markets хотят убрать открытость и все это перекинуть на ВВП", - отметил он. Размер ВВП они предлагают считать в основном по паритету покупательской способности - это даст им дополнительные плюсы. "Пока никакого движения на встречу со стороны ни одного из основных блоков нет", - признает источник.
"Вероятно, дискуссия будет сводиться к весьма серьезной перепалке между основными участниками процесса", - сказал он. В выигрыше в конечном итоге в любом случае окажется Китай, который получит значительный прирост квоты. Россия, напротив, сократит свою долю при любом раскладе. Однако в этом споре она поддерживает позицию развивающихся рынков.
НИКТО НЕ ХОЧЕТ ПЛАТИТЬ
Похожая ситуация складывается по линии Всемирного банка. "Здесь есть понимание по формуле, но все упирается в то, что ряд ключевых акционеров, включая США, не готов в принципе вести разговор об увеличении капитала. Никто не готов платить", - пояснил источник.
Пока не похоже, чтобы участники встречи могли договориться, если проблема и будет решена - то не раньше следующей сессии весной 2018 года. "Если весной следующего года прогресса не будет, то осенью банк вынужден будет принимать решение о сокращении своего портфеля ежегодного кредитования, поскольку они физически не смогут уже предоставлять такой объем ликвидности", - заявил источник.
Объём выдачи кредитов Всемирным банком на новые проекты приближается к 30 миллиардам долларов в год. "Если будут проблемы с пополнением капитала, то он вынужден будет этот порог до 20-21 миллиардов долларов опустить", - сказал источник.
Если Всемирный банк попытается сохранить уровень кредитования, это может стоить ему снижения кредитного рейтинга, который сейчас "большая тройка" рейтинговых агентств держит на высшей ступени надежности.
В такой ситуации, по словам источника, банк оказался из-за того, что практически вся заработанная банком прибыль направлялась на финансирование Международной ассоциации развития, на грантовые механизмы для Ближнего Востока, Палестины - то есть на поддержку "бедных" стран, при этом банк постоянно откладывал решение собственных проблем.
"Период возможности консервативного лечения миновал и, к сожалению, нужны хирургические меры, требующие более жестких вмешательств", - заявил источник.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.