Банк России готовится ужесточить правила надзора за банковскими группами и банковскими холдингами.
Проект изменений, оказавшийся в распоряжении "Коммерсанта" позволяет ЦБ РФ существенно расширить свои возможности по консолидированному надзору за деятельностью банковских групп и банковских холдингов. Проект меняет по сравнению с действующим законодательством сами эти понятия. Так, банковской группой будут считаться банки, подконтрольные одному лицу, а также группа компаний, контролируемых банком. Банковским холдингом по проекту будет считаться не любое объединение, включающее банк (под нынешнее определение можно подвести, например, ОАО "Газпром" и «Газпромбанк»), а только холдинг, занимающийся в основном банковской деятельностью.
Кроме того, ЦБ РФ сможет устанавливать обязательные нормативы не только для групп, как сейчас, но и для холдингов, а также требовать со всех подробную консолидированную отчетность и проводить проверки. Кроме того, проект позволит Банку Росиии выявлять, кто на кого в группе или холдинге оказывает существенное влияние и осуществляет косвенный контроль, в том числе через родственников.
В пояснительной записке к проекту сказано, что на 1 апреля 2006 г. в России насчитывалось 30 банковских групп и 191 консолидированная, в которых преобладала финансовая деятельность. Из 37 банковских холдингов в 24 доминировала банковская деятельность.
Участники банковского сообщества считают, что проект прежде всего направлен против отмывочных операций. Банкиры признают, что уже сейчас ЦБ РФ активно проводит проверки подозрительных банков.
Ужесточение правил отчетности хорошо иллюстрируют поправки в положение Банка России № 191-П "О консолидированной отчетности", недавно утвержденные советом директоров ЦБ РФ и направленные на регистрацию в Минюст. Новая редакция положения требует от банковской группы принятия учетной политики, а также отражения в отчетности приобретенных акций или долей других компаний. Расширение параметров, по мнению экспертов, сделает более успешной борьбу с манипулированием банковскими активами. "Регулятор сможет контролировать так называемый перевод активов, которые должны были бы отражаться на балансе банка, но могут ухудшить его показатели,- говорит партнер аудиторской компании «БДО-Юникон» Денис Тарадов. В частности, речь может идти о кредитовании, в случае если банк исчерпал лимит риска на одного заемщика". По словам эксперта, в России распространена практика перевода таких активов на организации, официально не входящие в группу, однако на самом деле связанные с банком.
Схемы вывода активов из банков особенно часто использовались во время кризиса 2004 г. Для этого приобретались неликвидные векселя и выдавались заведомо невозвратные кредиты. Сейчас, по рассказам специалистов, банки продолжают использовать старые схемы вывода активов. Например, по сговору между взаимосвязанными лицами выдается невозвратный кредит под переоцененный залог, после чего деньги переводятся в небанковские компании, включая офшорные.
Арбитражный управляющий Карен Мартиросов, возглавляющий комитет кредиторов «Диалог-Оптима», убежден, что расширение полномочий ЦБ РФ повысит эффективность выявления таких схем. "До сих пор отдельные попытки конкурсных управляющих и сотрудников правоохранительных органов выявить лиц, заинтересованных в незаконных банковских операциях, встречали сильное сопротивление их участников, а также банковского сообщества. Если полномочия получит государство, то это сопротивление значительно ослабнет либо вообще потеряет смысл",- считает К.Мартиросов.
Возможность выведения надзора за пределы банков нужна ЦБ РФ также для выявления конечных владельцев банков, считают юристы. "Система страхования вкладов выявила проблему, когда банк не может выполнить требование раскрытия информации, поскольку конечными бенефициарами могут выступать подставные лица",- рассказал преподаватель юридического факультета МГУ адвокат Денис Узойкин. По его словам, в некрупных банках типична ситуация, когда его акционером является офшорная компания, акции которой находятся у номинального держателя, а подлинный бенефициарный владелец не раскрывается.
Однако не все эксперты уверены, что надзор за банковскими группами и банковскими холдингами действительно окажется эффективным. Директор департамента банковского аудита компании ФБК Алексей Терехов подчеркивает, что прямого влияния на управляющую компанию банковского холдинга, банком не являющуюся, ЦБ РФ по законопроекту не получает. "Обращение ЦБ к непосредственному регулятору, Минфину или ФНС, скорее всего, останется без ответа",- говорит эксперт. Представитель ЦБ РФ признает, что к небанковским организациям сам надзорный орган не сможет применять меры воздействия, тем не менее ЦБ РФ будет пытаться повлиять на них через банки.
Комментарии отключены.