ОБЗОР: Минфин РФ в 2017-2019 гг хочет перейти на рыночное финансирование дефицита бюджета

МОСКВА, 7 окт - РИА Новости/Прайм. Минфин России главной задачей на 2017-2019 годы видит обеспечение плавного перехода к полностью рыночному финансированию дефицита бюджета, говорится в проекте основных направлений бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, с которыми ознакомились РИА Новости.

"К началу 2017 года объем средств, накопленных в Резервном фонде, сократится до 1,1 триллиона рублей, что предопределяет необходимость постепенного отказа от использования средств суверенных фондов в качестве источников финансирования дефицита бюджета. Главной задачей на предстоящую трехлетку является обеспечение плавного перехода к полностью рыночному финансированию дефицита бюджета", - говорится в документе.

КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Одним из ключевых элементов стратегии такого перехода является планомерное снижение дефицита бюджета, которое будет составлять 1 процентный пункт в год в 2017-2019 годах, что позволит существенно снизить требуемый объем привлечения финансовых ресурсов.

Другой ключевой момент - увеличение программы внутренних заимствований. Согласно проекту, объем чистых заимствований через госбумаги в 2017-2019 годах ежегодно будет составлять 1,05 триллиона рублей. В частности, в 2017 году планируется привлечь 1,879 триллиона рублей при погашении 829 миллиардов рублей, в 2018 году - 1,581 триллиона рублей при погашении 531 миллиарда рублей, в 2019 году - 1,659 триллиона рублей при погашении 609 миллиардов рублей.

"Помимо ожидаемого сохранения притока средств нерезидентов на рынок ОФЗ, ожидается серьезное увеличение объемов размещения среди отечественных инвесторов, чему будет способствовать продолжающееся снижение инфляционных ожиданий. Дополнительным инструментом привлечения заемных средств станут новые специальные государственные ценные бумаги для населения, потенциал которых, однако, с точки зрения исполнения программы заимствований, ограничен", - говорится в проекте.

Использование инструмента внешних заимствований будет ориентировано, в первую очередь, на поддержание ликвидности рынка суверенных еврооблигаций.

"Текущее состояние платежного баланса характеризуется полным покрытием валютных потребностей экономики положительным сальдо текущего счета платежного баланса. В данной ситуации привлечение внешнего финансирования будет сопровождаться укреплением реального курса рубля, что при прочих равных условиях будет негативно сказываться на стабильности и предсказуемости макроэкономических параметров и доходной части федерального бюджета. В данных условиях суверенные еврооблигации планируется размещать в ограниченных объемах", - отмечают в министерстве.

В 2017-2019 годах чистые внешние заимствования без учета госгарантий и госкредитов планируются отрицательными. Так, в 2017 году привлечь планируется 480 миллиардов рублей, но погасить 513 миллиардов рублей, в 2018 году - привлечь 209 миллиардов рублей и погасить 284 миллиарда рублей, в 2019 году - привлечь 214 миллиардов рублей и погасить 243 миллиарда рублей.

Реализация данной стратегии позволит планомерно снижать объем использования суверенных фондов: в 2017 году запланировано их использование в объеме 1,821 триллиона рублей, в 2018 году – 1,143 триллиона рублей, а в 2019 году - уже 130 миллиардов рублей. "Уже в следующем году Резервный фонд будет исчерпан и для покрытия дефицита федерального бюджета потребуется привлекать средства ФНБ, объем ликвидных активов в котором к концу 2019 года составит около 0,8 триллиона рублей", - говорится в проекте.

Приватизационные сделки в трехлетний период смогут выступить дополнительным инструментом финансирования дефицита, на их объем будут уменьшаться заимствования на внутреннем рынке и использование средств суверенных фондов, отмечают в Минфине.

РИСКИ ДЕФИЦИТА

Сохранение дефицита федерального бюджета в объеме, существенно превышающем 1% ВВП по итогам предстоящей трехлетки, может привести к быстрому росту объема госдолга и потере доверия инвесторов, сопровождающихся ростом стоимости заимствований как государства, так и хозяйствующих субъектов, а также к резкому снижению дюрации внутренних долговых обязательств государства и последующему быстрому увеличению потребности в рефинансировании – переходу к более рискованной модели долгового финансирования бюджетного дефицита.

"В результате действия данных факторов будет наблюдаться быстрый рост объема процентных расходов, увеличение общего объема дефицита и, соответственно, снижение темпов потенциального экономического роста и повышение равновесного уровня реальных процентных ставок в экономике, которые, в свою очередь, будут оказывать негативный эффект на бюджетную сбалансированность. Пример таких стран, как Бразилия, демонстрирует риски быстрого расширения бюджетного дефицита, когда события предыдущего периода ведут к значительному ухудшению ситуации в следующем", - отмечается в документе.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.