Москва, 29 июня. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Минфин подготовил предложения по финансированию государственных программ и основных направлений расходов федерального бюджета на 2017–2019 годы. Об этом сегодня сообщают "Ведомости", которым удалось ознакомиться с документом. Подлинность материалов подтвердил федеральный чиновник, а официальный представитель министерства удостоверил правильность цифр.
Как следует из документа, расходы бюджета предлагается заморозить в номинальном выражении на уровне 15.78 трлн руб. в год на всю трехлетку. Это даже чуть меньше, чем уточненные расходы на 2016 г.: они составят 16.25 трлн руб. Таково основное предложение Минфина, сообщил его представитель: "Это тот безрисковый уровень расходов, который мы можем себе позволить в текущей ситуации с учетом всех рисков".
В таком случае – с учетом инфляции – расходы федерального бюджета в реальном выражении сократятся за три года примерно на 20% к уровню 2016 г. даже при условии достижения Центробанком целевого показателя – 4%-й инфляции в 2017 г. и далее.
Судя по документу, многие расходы снижаются даже в номинальном выражении: по госпрограммам социальной поддержки граждан, обеспечения доступным жильем, развития здравоохранения, образования, сельского хозяйства. Всего из 42 госпрограмм (они формируют примерно половину расходов бюджета) расходы в номинальном выражении сокращаются до 36. Это тот уровень расходов, который можно себе позволить, настаивает федеральный чиновник: все, что выходит за рамки предложенного Минфином, либо вызывает необходимость растрачивания резервов, либо потенциально разгоняет инфляцию.
Премьер-министр Дмитрий Медведев требовал от правительства, с одной стороны, сохранить резервы и снизить дефицит бюджета, с другой – поддерживать ключевые отрасли экономики и выполнять социальные обязательства. "На развитие сельского хозяйства денег жалеть нельзя", – заявил, к примеру, Медведев на съезде "Единой России" (он председатель этой партии), а индексацию пенсий нужно вернуть на уровень инфляции с 2017 г.
Максимальное сокращение финансирования ожидает госпрограмму по развитию физкультуры и спорта (более чем вдвое за три года), госпрограмму социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона – сразу в 20 раз. Более чем вдвое сокращается финансирование социально-экономического развития Крыма: со 149.3 млрд руб. в 2016 г. до 65.98 млрд в 2019 г. Закрытая часть госпрограмм (в основном это оборонные расходы) также сокращается – на 15% за три года. Номинальный рост расходов предусматривается на управление государственными финансами, экономическое развитие, развитие промышленности.
В непрограммной части бюджета номинальные расходы увеличиваются только на развитие пенсионной системы – с 3.35 трлн руб. в 2017 г. до 3.67 трлн в 2019 г., или на 20% по сравнению с 2016 г., т. е. примерно на уровне инфляции. Максимальное сокращение финансирования ожидает Центризбирком, пик расходов на который придется на 2017 г. – 21.4 млрд руб. (в 2016 г. – 16.5 млрд) – и затем снизится в 4.6 раза.
Правительство уже приняло решение сохранить расходы 2017 г. на уровне 2016 г., такое поручение было дано премьером после совещания с министрами финансово-экономического блока. По расчетам Центра стратегических разработок, фиксация номинальных расходов на все три года позволяет сократить бюджетный дефицит до 1% ВВП в 2019 г.: средств резервного фонда на его финансирование не хватит уже в следующем году. Минфин также намерен финансировать дефицит за счет средств фонда национального благосостояния (ФНБ), говорил министр финансов Антон Силуанов: "ФНБ – точно такой же резервный фонд".
Дефицит бюджета в 2016 г. может вырасти на 520 млрд руб. до 2.88 трлн (это 3.66% ВВП), а в резервном фонде к концу года останется 900 млрд руб., сообщил замминистра финансов Алексей Лавров (цитата по "Интерфаксу"), Минфин ожидает также недобора доходов в 700 млрд руб. по сравнению с показателем, предусмотренным в законе о бюджете (13.73 трлн руб.), что приведет к увеличению на 300 млрд руб. расходов из резервного фонда. Правда, по мнению Лаврова, худший этап адаптации российской экономики к новым условиям уже прошел и, значит, нужно создать условия для выхода на устойчивую траекторию роста за счет балансировки бюджета и приведения к новым реалиям бюджетной системы.
Замораживание номинальных расходов бюджета на 2017 г. – это сокращение и реальных расходов, и дефицита примерно на 0.5% ВВП ежегодно, объяснял министр экономического развития Алексей Улюкаев: "Такой шаг мне кажется приемлемым и не порождает больших рисков". Но Улюкаев выступает за разумное бюджетное стимулирование экономики.
Минфин планирует заложить в бюджет среднегодовую цену нефти в 40 долларов за баррель на все три года. Как прогнозирует Минэкономразвития, спад экономики может завершиться уже в 2016 г., а к 2019 г. темп роста ВВП должен превысить 2%, это предполагает рост и доходов бюджета.
Минфин не хочет наращивать внутренний долг, а внешних займов не планирует из-за санкций, но все равно настаивает на экономии резервов и сохранении подушки безопасности.
Дефицит в пределах 1% ВВП безопасен и для экономики, и для бюджета, объяснял Силуанов. Но чтобы достичь такого показателя, нужна глубокая инвентаризация бюджетных обязательств – она начнется в 2017 г., предупреждал министр. Не все расходы бюджета достаточно эффективны, сетовал Силуанов и предлагал отказаться в том числе от поддержки отдельных отраслей. "Целый ряд субсидий выделяется не исходя из влияния, которое имеют субсидии на экономический рост, – пояснял он. – В этой части нам нужно будет предложить более справедливый точечный и стимулирующий подход к распределению бюджетных средств".
Жесткие бюджетные ограничения – хороший стимул пойти на реформы по повышению эффективности бюджетных трат, раньше мешало расслабленное состояние, подчеркивал Силуанов.
Без бюджетных расходов нет роста, говорит Наталия Орлова из "Альфа-банка": если замораживание расходов будет сопровождаться подготовкой плана серьезных реформ, ничего страшного в этом не будет. Но в 2016 г. Россия останется в рецессии, а в 2017 г. динамика ее ВВП останется в районе нулевой отметки. Без реформ и роста бюджетных расходов такая динамика сохранится и до 2019 г., заключает Орлова.
Комментарии отключены.