Чиновники спорят о размере дефицита бюджета – Риски не уложиться в 3% сохраняются

Москва, 13 мая. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/

Перед заседанием президентского экономического совета – оно намечено на 25 мая – обострилась бюрократическая дискуссия: как считать дефицит бюджета и какой должна быть бюджетная политика. Сторонники бюджетного стимулирования экономики считают, что Минфин может и уложиться в указанный президентом лимит: дефицит бюджета – не более 3% ВВП. Их оппоненты доказывают, что дефицит может быть куда больше.

Как пишут "Ведомости", ссылаясь на данные Федерального казначейства, доходы бюджета в январе – апреле сократились на 14% (год к году) и составили 3.9 трлн руб. Дефицит бюджета за апрель вырос почти на 500 млрд и достиг 1.23 трлн руб. Если экстраполировать этот показатель на весь год, чистый дефицит бюджета составит около 4.4 трлн руб., или 5.2% ВВП, говорит федеральный чиновник. Это подтверждают и расчеты издания.

Чтобы уложиться в президентский лимит, Минфину необходимо почти 2 трлн руб. Объявленное сокращение расходов на 10% (около 500 млрд руб.) и продажа 19.5% "Роснефти" (около 600 млрд руб.) дают чуть более половины этой суммы.

Имеет значение структурный среднесрочный дефицит, а не дефицит бюджета конкретного 2016 года, объясняет ситуацию чиновник финансово-экономического блока: "Нельзя ограничивать рассуждения исключительно одним годом: любой грамотный экономист понимает, как важен показатель среднесрочного структурного дефицита, очищенного от разовых доходов и расходов". В 3% дефицита 2016 г. учтены разовые доходы бюджета – все та же продажа пакета "Роснефти", прибыль ЦБ, обратный трансфер из Фонда медицинского страхования (ФФОМС), но приватизация "Роснефти" может не принести ожидаемых 600 млрд руб., доходы ЦБ уменьшаются из-за профицита ликвидности, а поступления из ФФОМСа год от года сокращаются.

Средняя с начала года цена барреля нефти марки Urals составила 34.89 долл. Как ожидается, бюджет 2016 г. будет переверстан исходя из цены барреля нефти в 40 долл. При такой среднегодовой цене дефицит составит 3.4% – с учетом 10%-го сокращения расходов, продажи "Роснефти" и выплаты госкомпаниями 50%-х дивидендов, оценивала ситуацию замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Без учета "Роснефти", но с 10%-м сокращением дефицит будет около 4% ВВП, полагает федеральный чиновник. "Учитывая, что после отзыва лимитов по расходам на 10% фактически действует бюджет из расчета 40 долл. за баррель (а не 50 долл., как в бюджете) и цены на нефть сейчас растут, есть вероятность, что уложимся в 3% дефицита", – спорит с ним высокопоставленный чиновник. По его словам, 3%-й президентский лимит, может, и не догма, но пока пересматривать дефицит не стоит: "Это счетная вещь". Общие доходы бюджета опасения не вызывают, говорит высокопоставленный чиновник, беспокоит приватизация "Роснефти" и доходы от дивидендов: если недополучим, быть проблемам.

За счет изменения методики расчета номинальный ВВП увеличивается до 84.3 трлн руб. (такое значение и учтено в макропрогнозе), а тогда и рассчитанный исходя из нового числа дефицит составляет всего 2.8% ВВП (сокращение составит 165.2 млрд руб.). Сумма кардинально ситуацию не меняет, в законе о бюджете заложена цена на нефть в 50 долл. за баррель, не имеющая отношения к действительности, говорит газете высокопоставленный чиновник: "Но это показывает, что ситуация не такова, какой ее рисует Минфин".

Отзыв лимитов не тождествен сокращению расходов, спорит Владимир Назаров из Научно-исследовательского финансового института: "Если сокращение реально будет, тогда, может, и удастся вписаться в 3%-й дефицит, хотя и это сомнительно".

По февральским подсчетам Morgan Stanley, дефицит бюджета при среднегодовой цене барреля нефти в 35 долл. будет 5.1% ВВП, а с учетом мер по сокращению расходов и возможного повышения доходов – 4.2%. Чтобы закрыть дополнительную дыру, можно нарастить внутренние займы на 100 млрд руб., потратить дополнительно 500 млрд руб. из резервного фонда, а приватизация даст еще 300 млрд руб.

Если брать среднегодовую цену, которая складывается сейчас (38–39 долл. за баррель), то дефицит будет в районе 3.5%, но она может быть выше – до 45 долл. за баррель, и тогда дефицит будет в районе 3%, подсчитал старший экономист "БКС" Владимир Тихомиров, – с учетом сокращения лимитов, продажи "Роснефти" и жесткого подхода к получению дивидендов. Плюс при более высокой цене на нефть активизируется экономическая активность, это отразится и на налогах. Кроме того, после выборов правительство может корректировать расходы IV квартала, сократить какие-то субсидии – это также даст эффект, заключает Тихомиров.

При цене барреля нефти в 40 долл. даже с учетом новой методики расчета ВВП дефицит может составить 3.6 трлн руб., или 4.3% ВВП без секвестра, подсчитала Александра Суслина из Экономической экспертной группы: "Даже если сокращение расходов будет, до планки в 3% еще плясать и плясать".

В преддверии заседания президиума экономического совета, на котором будет поставлен вопрос, как добиться 4%-го роста ВВП, Минфин и Центр стратегических разработок, вероятно, будут говорить о сложной ситуации с бюджетом, считает Тихомиров, взамен бюджетного стимулирования экономики Минфин будет предлагать консолидацию и улучшение инвестиционного климата. Их можно понять: начался бюджетный процесс, надо отбить лоббистов, чтобы никто не рассчитывал на позитивный сценарий, предупреждает он, это касается и предвыборных пожеланий, и желания госкомпаний снизить дивиденды.

Комментарии отключены.