Москва, 19 апреля. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Рост уровня бедности вынудил россиян отказаться от товаров не первой необходимости: они стали тратить более 50% доходов на продукты питания. Как уточняет "КоммерсантЪ", ссылаясь на ежемесячный мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте РФ, последний раз такой баланс был в прошлый кризис 2008-2009 годов. Перспектив улучшения ситуации в ближайшее время эксперты не видят.
По данным экспертов, в феврале 2016 года пищевые продукты с учетом алкоголя и табачных изделий впервые за восемь лет заняли большую часть — 50.1% — в обороте розничной торговли России. Предыдущий рекорд был зафиксирован в мае 2009 года, когда доля продуктов достигла 49.6% розничного товарооборота.
Для сравнения: в 2015 году продовольствие занимало 48.6% от оборота, а в 2014-м — 47%.
"Сейчас наметилась тенденция роста доли расходов населения на продукты питания, вполне логично отражая факт снижения реальных доходов... и роста бедности,— известно, что чем беднее домашнее хозяйство, тем большую часть бюджета оно тратит на продукты питания",— поясняют авторы мониторинга.
На продовольственных товарах также можно экономить, но совсем не покупать их нельзя, рассуждает старший научный сотрудник РАНХиГС Александра Бурдяк. "Известно, что бедные домашние хозяйства 50% своего денежного дохода, а иногда и больше тратят на еду",— отмечает она. В институте подсчитали, что в феврале 2016 года реальные доходы россиян в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизились на 6.9%, а реальная зарплата — на 2.6%. Уровень бедности по итогам 2015 года вырос на 2.2 процентного пункта (п. п.), до 13.4%. Снижение уровня жизни отмечает 50% населения, следует из мониторинга РАНХиГС. Ответом на негативные явления в экономике стало сокращение потребительской активности — в режим экономии вошли не только малообеспеченные, но и средние слои.
Так, доля бедных россиян, которые стали экономить на товарах и услугах, в марте 2016 года выросла на 0.6 п. п.— до 89%, а доля представителей среднего класса увеличилась на 3.9 п. п.— до 79.3%. От покупки привычных продуктов готовы отказаться 55.8% опрошенных РАНХиГС россиян.
Старший аналитик "Райффайзенбанка" Наталья Колупаева говорит, что расходы на непродовольственные товары связаны с покупательской уверенностью, которой сейчас у россиян не хватает. "Помимо расходов на продукты, есть ежемесячные платежи по потребительским кредитам, ипотеке и прочие обязательные траты. В таких условиях большинство россиян либо откладывают покупку автомобилей, дорогой электроники, мебели и т. д., либо вовсе отказываются от нее",— поясняет она.
В первом квартале 2016 года, по данным РАНХиГС, цены на продукты выросли меньше всего — на 6.9%. Драйвером роста цен стали непродовольственные товары, подорожавшие на 9.7%, и услуги — на 8.5%. Но год назад ситуация была обратной: тогда цены на продукты в тот же период выросли сразу на 22.4%. При базовом сценарии развития экономики расходы на непродовольственные товары могут начать расти в третьем-четвертом квартале 2016 года, рассуждает госпожа Колупаева.
В РАНХиГС указывают, что в оценке изменений экономической ситуации преобладает пессимизм: "Горизонт выхода из кризиса отодвигается". По словам одного из авторов доклада Марии Ивановой, в течение года продукты могут увеличить долю в объеме расходов россиян: "Причины останутся прежними: продолжающееся сокращение реальных доходов населения и в связи с этим — первоочередное потребление товаров первой необходимости". Александра Бурдяк добавляет, что, по опросам, число ожидающих ухудшения ситуации в стране в ближайшие один-два года уже превысило 40%, 30-35% респондентов опасаются либо сокращения зарплаты, либо потери работы.
В Sberbank CIB в начале апреля подсчитали, что индекс потребительской уверенности россиян в первом квартале 2016 года вырос на 2 п. п.— до минус 22%. "Хотя мы по-прежнему наблюдаем высокую чувствительность к уровням цен и сильную тенденцию к переходу на более дешевые товары",— отмечали аналитики Sberbank CIB. Так, до 76% увеличилась доля респондентов, чувствительных к уровню цен. До этого четыре квартала подряд она оставалась на уровне 75%. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, достигла 70%.
Комментарии отключены.