Всемирный банк: "Отмена санкций не решит проблем российской экономики"

Москва, 7 апреля. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/

России, пострадавшей от нефтяного шока и ограниченного доступа на мировые финансовые рынки, предстоит долгий путь к восстановлению, - цитируют "Ведомости" доклад о российской экономике, подготовленный аналитиками Всемирного банка (ВБ). Она по-прежнему зависит от нефтяного рынка, который определяет сценарии ее поведения. Быстрого же роста нефтяных цен не будет, хотя период их минимума, видимо, завершается, полагает ВБ.

В базовом варианте прогноза нефть к 2018 г. будет немногим дороже 50 дрлл./барр. ВБ понизил прогноз цен на нефть, а с ним – и российской экономики. Теперь он ожидает большего спада в 2016 г. (на 1.9% вместо 0.7% при нефти 37 долл./барр. вместо 49 долл.) и меньшего роста в 2017 г. (1.1% вместо 1.3% при 48 долл./барр. вместо 53 долл.).

Отмена санкций поддержит экономику, но ненадолго. В базовом сценарии ВБ исходит из того, что санкции будет сняты в 2018 г.: этим объясняется ускорение экономического роста России в 2018 г. до 1.8%, несмотря на незначительное повышение цены нефти. Однако эффект ограничится одним годом, подсчитали аналитики ВБ. Так, если санкции отменят в 2017 г., то при той же цене нефти экономика вырастет не на 1.1%, а на 2% за счет увеличения инвестиций. Но уже в следующем году рост замедлится до 1.7%. "Это связано с тем, что сам по себе рост российской экономики ограничен, если не будет структурных реформ", – говорит главный экономист ВБ по России Биргит Хансль.

Но до президентских выборов 2018 г. никаких реформ не ожидается, заключают аналитики ВБ: это негативно скажется на темпах роста следующих лет, а в ближайшие ведет к росту бедности. В 2016 г. количество бедных в России вырастет во всех вариантах прогноза, даже в оптимистичном (см. график). В прошлом году за черту бедности перешло 3.1 млн россиян, в этом году численность бедных пополнится еще на 1 млн и превысит 20 млн человек. Такой рост сводит на нет успехи по сокращению бедности последних 10 лет и станет самым значительным с конца 1990-х гг., пишет ВБ.

Нефтезависимый бюджет не может проводить контрциклическую политику и поддержать доходы населения: единственный источник сокращения бедности – экономический рост, резюмирует Хансль.

Рецессия продолжит сокращать доходы населения: экономика, как и в 2015 г., будет приспосабливаться к новому уровню цен на нефть за счет спада потребления. Продолжат снижаться и инвестиции: слабый внешний спрос будет ограничивать инвестиционные возможности компаний-экспортеров и бюджетные инвестиции, сокращение внутреннего спроса не оставляет стимулов расширять производство предприятиям, ориентированным на внутренний рынок.

Предприятия не смогли воспользоваться конкурентным преимуществом от девальвации – диверсификации экспорта не произошло. Чтобы извлечь выгоду из ценового преимущества на мировых рынках, нужны инвестиции, указывает ВБ: внедрение новых технологий, расширение производства, повышение качества требуют крупных и устойчивых притоков капитала. Большинство же инвестиционных решений принимается не под влиянием корректировки цен или господдержки определенных отраслей, а под влиянием улучшения делового климата. "Как иностранные, так и местные инвесторы по-прежнему недостаточно верят в перспективы российской экономики", – пишет ВБ.

Инвесторы в России сталкиваются с целым рядом препятствий общеэкономического характера, перечисляет ВБ в докладе: административные барьеры, высокие транспортные и логистические издержки, отсутствие равноправного доступа к факторам производства и рынкам из-за низкой конкуренции. "Если Россия стремится диверсифицировать структуру экспорта, власти должны законодательно закрепить проведение структурных реформ", – советует ВБ.

Снижение регуляторной неопределенности, доли государства в экономике, укрепление правоприменительной практики, перечисляет Хансль структурные реформы, которые определят долгосрочный рост России: "Улучшение инвестиционного климата – один из первых шагов по восстановлению экономики". В антикризисном плане правительства признается важность преодоления структурных ограничений, отмечает ВБ, план включает в себя реформы, направленные на снижение регуляторной неопределенности, укрепление судебной и правоприменительной практики. Реализация этих мер могла бы стать убедительным сигналом, демонстрирующим приверженность российского правительства улучшению инвестиционного климата, настаивает ВБ.

Пока же неопределенность остается ключевой характеристикой России: к избирательности правоприменения добавилась неопределенность бюджетной и экономической политики. Неясны перспективы бюджета даже на этот год, сетует ВБ: по его расчетам, снижение цен на нефть в начале года приведет к исчерпанию резервного фонда уже к концу 2016 г., а меры консолидации пока носят временный и несистемный характер. Неопределенность экономической политики в 2016 г. вышла на первое место среди препятствий для бизнеса, обогнав по значимости "традиционные" жалобы на низкий спрос и высокие налоги, выяснил Росстат в ходе регулярного опроса предпринимателей. Она стала ключевым фактором, сдерживающим инвестиции и потребление, фиксирует ВБ.

Инвестиционный спад в России начался в 2013 г. еще до санкций и падения нефтяных цен. Санкции не сильно повлияли на восприятие инвесторами долгосрочных перспектив российской экономики, считает Наталия Орлова из "Альфа-банка". Они ограничили доступ на рынки капитала, что было нейтрализовано ослаблением рубля; снятие санкций приведет к притоку капитала и укреплению рубля, рассуждает она: "А это вопрос конкурентоспособности – если она обеспечена исключительно девальвацией, то эффект отмены санкций ее нейтрализует". Причины инвестиционного спада – структурные проблемы экономики, согласна Орлова с ВБ.

Комментарии отключены.