Москва, 18 марта. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Вице-премьер Аркадий Дворкович рекомендовал "Татнефти" и "Газпрому" остановить поставки нефтепродуктов в Белоруссию после жалобы ФТС, которая сочла подозрительным выросший в прошлом году экспорт в республику, входящую в Таможенный союз. При поставках в Белоруссию нефтяники не платят ни акциз, ни экспортную пошлину, и таможенная служба обеспокоена потерями бюджета. Впрочем, как подсчитал "КоммерсантЪ", размер потерь мог составить не более 2 млрд рублей — незначительную сумму по сравнению с общим объемом платежей нефтяных компаний.
О том, что "Татнефти" и "Газпрому" рекомендовано остановить поставки нефтепродуктов в Белоруссию, издание узнало из протокола по итогам правкомиссии по ТЭК, состоявшейся в середине апреля. Минфину, ФТС и Минэнерго поручено оценить возможные потери бюджета от этого экспорта, который увеличился в прошлом году. Пресс-секретарь председателя правкомиссии Аркадия Дворковича Алия Самигуллина подтвердила существование такой рекомендации. В "Татнефти" комментарий не предоставили, в "Газпроме" же отметили, что уже остановили поставки, а их рост был вызван экономической привлекательностью.
Белоруссия сама является крупным производителем и экспортером нефтепродуктов, поэтому в обычных условиях не является серьезным экспортным направлением для российских нефтекомпаний и от поставок из России никак не зависит. Более того, "Газпром" (ему принадлежат три сравнительно небольших нефтеперерабатывающих предприятия — "Газпром нефтехим Салават", "Сургутский НПЗ" и "Астраханский НПЗ") и "Татнефть" вместе производят менее 10% российских нефтепродуктов и владеют совсем небольшим количеством АЗС в Белоруссии. При этом после скандала с реэкспортом российских нефтепродуктов через Белоруссию в 2013 году под видом "растворителей" и "разбавителей" российские власти крайне настороженно относятся к росту поставок соседу по Таможенному союзу. Тогда потери РФ от реэкспорта составили 1-1.5 млрд долларов.
Поскольку Белоруссия входит в Таможенный союз, поставки туда не облагаются экспортной пошлиной, не взимается с них и акциз. Поэтому при определенных условиях такие поставки могут быть более выгодными, чем экспорт за пределы ТС или продажа на российском рынке. Однако в случае "Татнефти" и "Газпрома" речь не идет о крупных объемах. По данным железнодорожных операторов, "Татнефть" в прошлом году стала крупнейшим поставщиком прямогонного бензина в Белоруссию, отгрузив 79.5 тыс. тонн. В свою очередь, "Газпром нефтехим Салават" стал крупнейшим поставщиком газового конденсата (53 тыс. тонн).
Компании резко нарастили поставки и в январе этого года (25 тыс. тонн и 15 тыс. тонн соответственно), но затем серьезно их снизили. По оценке издания, даже если бы весь прямогонный бензин был продан на внутреннем рынке с уплатой акциза, а весь газовый конденсат вывезен на экспорт с уплатой пошлины, выигрыш бюджета составил бы не более 2 млрд рублей (с начала 2015 года по февраль этого года). Это небольшая сумма по сравнению с другими налоговыми выплатами этих компаний.
В то же время, как прямогонный бензин, так и конденсат могут использоваться в нефтепереработке и нефтехимии (например, на белорусских НПЗ), поэтому нельзя однозначно утверждать, что эти товары предназначались для реэкспорта. Однако, по мнению собеседников на рынке, для правительства важно показать нефтяным компаниям, что при нынешней тяжелой ситуации с бюджетом будут пресекаться даже легальные схемы оптимизации налоговых платежей. При этом привлекательность "белорусской схемы" для нефтяников может вырасти с апреля, когда акцизы на топливо будут внепланово повышены.
Комментарии отключены.