Москва, 26 января. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Еврокомиссия все-таки сможет получать всю информацию о коммерческих контрактах "Газпрома" в Европе, в том числе о ценах. По новым поправкам к законодательству все межправительственные соглашения по энергетике должны согласовываться с Еврокомиссией до их подписания, а все неевропейские поставщики газа — сообщать регулятору о параметрах долгосрочных контрактов, которые могут быть запрошены "для оценки его влияния на энергетическую безопасность". Еще недавно такой подход всерьез угрожал бы позициям "Газпрома". Теперь его влияние выглядит ограниченным, хотя данные о контрактах могут быть использованы для политических атак на монополию.
Как сообщает "КоммерсантЪ", в распоряжении издания оказались два законопроекта Еврокомиссии (ЕК), которые должны стать базовыми документами для создающегося энергосоюза ЕС. Первый посвящен созданию механизма обмена информацией о готовящихся и заключенных межправительственных соглашениях в сфере энергетики (поправки к Decision N994/2012). Второй представляет собой существенные поправки к Директиве о безопасности газовых поставок от 2010 года, принятой в ответ на российско-украинский газовый кризис 2009 года. Вице-президент ЕК Марош Шефчович, который отвечает за создание энергосоюза, говорил в интервью изданию в апреле 2015 года, что принятие этих документов является одной из главных целей Брюсселя: они позволят получить важную информацию о содержании газовых контрактов, на основе которой можно создать "бенчмарк, некий усредненный контракт".
Согласно первому документу, ни одна страна ЕС больше не сможет заключить межправсоглашение в энергетической сфере без одобрения ЕК. Этот вопрос стал головной болью для Брюсселя несколько лет назад, когда европейские страны-участницы проекта South Stream заключили соглашения с Россией на условиях, в ряде случаев противоречивших вступившему в силу позднее внутреннему законодательству ЕС — Третьему энергопакету. Юридически позиция Москвы была безупречной, и ЕК в попытке заставить Болгарию и другие страны проекта изменить межправсоглашения пришлось пойти окольным путем, уличив Софию в нарушении антимонопольного законодательства при выборе подрядчика по строительству South Stream.
Теперь если страна ЕС захочет подписать с другим государством межправсоглашение в энергетике, она должна уведомить ЕК о начале переговоров и регулярно сообщать об их ходе. ЕК получает право прислать на переговоры своего наблюдателя. Тот, в свою очередь, может давать советы переговорщикам, как сделать так, чтобы документ не противоречил законодательству ЕС. Итоговое соглашение должно быть одобрено Брюсселем перед подписанием и перед ратификацией. Тот же порядок сохраняется и для заключения необязывающих соглашений. Вся информация о действующих межправсоглашениях должна быть предоставлена ЕК в течение трех месяцев с момента одобрения новых поправок. ЕК собирается наладить обмен информацией между странами ЕС обо всех существующих и обсуждаемых межправсоглашениях: часть деталей по желанию страны-подписанта можно будет скрыть, но в любом случае придется сообщить, с кем, о чем, зачем и на какой срок заключено соглашение.
Нововведения не распространяются на коммерческие контракты, и, чтобы закрыть этот пробел, ЕК предлагает обязать партнеров всех поставщиков газа из-за пределов ЕС предоставлять данные о своих долгосрочных (более года) контрактах на покупку газа. Сообщить нужно будет срок действия контракта, минимальные и максимальные суточные, месячные и годовые объемы, точки сдачи газа, а также контрактные условия прекращения поставок. Если группа лиц поставщика имеет контракты с группой лиц европейского покупателя и такие контракты обеспечивают более 40% потребления газа в соответствующей стране ЕС, покупатель обязан отчитываться не только перед местным регулятором, но и напрямую перед ЕК. По сути дела, из всех внешних поставщиков газа такому критерию соответствуют только поставки "Газпрома" в страны Центральной и Восточной Европы.
Контрактные данные, по логике ЕК, понадобятся всем членам ЕС для разработки кризисных планов действий в случае серьезного перебоя в поставках. В пояснительной записке к документу почти прямо сказано, что основная угроза перебоев исходит от России, как и стимул к получению дополнительной информации: "Зимой 2014-2015 года, по данным Еврокомиссии, некоторые компании ЕС испытывали сокращение поставок газа из России, однако комиссия получала только ограниченную информацию об этом, так как местные регуляторы не имели правовой основы, чтобы запросить такую информацию у компаний".
Прошлой зимой "Газпром" ограничивал поставки по украинскому транзитному коридору, пытаясь воспрепятствовать реверсным поставкам на Украину.
Но ключевое положение документа в том, что ЕК сможет получить доступ не только к неценовой информации, но и ко всему контракту целиком. Если он, по мнению местного регулятора или ЕК, "может повредить безопасности поставок", Брюссель имеет право запросить такой контракт (а также все приложения к нему) у покупателя газа для оценки "влияния на безопасность". В ЕК отказались комментировать, по каким критериям может быть применена данная норма, отметив, что "будет гарантирована конфиденциальность коммерческой информации".
Таким образом, Брюссель может получить официальный постоянный доступ к ценам и индивидуальным для каждой страны формулам "Газпрома" — в 2011 году, в начале европейского антимонопольного расследования в отношении компании, для этого понадобились внезапные обыски в ее европейских офисах.
Впрочем, эксперты призывают не переоценивать угрозы для России. "Еще десять лет назад о подобной информации мечтал бы любой промышленный шпион, но сейчас для "Газпрома" такой подход едва ли представляет большую опасность,— полагает Мария Белова из Vygon Consulting.— Компания согласилась на привязку к спотовым ценам, снизила объем take-or-pay в контрактах, проводит аукционы". Аналитик отмечает, что европейские контрагенты "Газпрома", как правило, и так неформально знают условия контрактов друг друга. "Если цель в том, чтобы создать некую единую цену для Восточной Европы или некий единый газовый контракт, то это будет означать провал десятилетней политики Брюсселя по развитию конкуренции и строительству инфраструктуры",— полагает Мария Белова. По ее мнению, на практике в сложном положении могут оказаться европейские партнеры "Газпрома", которым придется отчитываться перед регулятором. В то же время с политической точки зрения данные о восточноевропейских контрактах "Газпрома", цены в которых исторически выше, чем в западноевропейских, могут дать новые аргументы сторонникам создания энергосоюза, в числе которых словак Марош Шефчович и глава Евросовета поляк Дональд Туск.
Комментарии отключены.