БИШКЕК, 22 янв – РИА Новости. Киргизский политолог Марс Сариев считает, что новыми инвесторами в реализации проекта строительства ГЭС в Киргизии, соглашения по которым были денонсированы по инициативе Бишкека, могут стать Катар или Китай.
В пятницу президент Киргизии Алмазбек Атамбаев подписал законы о денонсации соглашений с Россией о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1 и Верхненарынского каскада гидроэлектростанций. Согласно процедуре, министерство иностранных дел должно уведомить правительство РФ о расторжении договоренностей.
По мнению эксперта, разрыву соглашений способствовали как экономические, так и политические причины.
"России с экономической точки зрения изначально было невыгодно строительство Камбараты, который должен был окупиться через 20 лет, и каскада гидроэлектростанций на реке Нарын. Я думаю, в разрыве соглашений превалируют экономические причины, связанные с ситуацией в России", - сказал Сариев РИА Новости в пятницу.
По его словам, новыми инвесторами в реализации проекта могут выступить Китай или Катар.
"Атамбаев уже летал туда (в Катар - ред.), и есть информация, что он обсуждал этот проект с руководством этой страны. Возможно, поспешные действия Бишкека в расторжении договоров связаны с консультациями с Катаром по этому вопросу", - отметил эксперт.
В то же время наиболее вероятным спонсором, по мнению Сариева, является Китай, который в последнее время завоевывает экономическое пространство Центральной Азии и захочет воспользоваться этим шансом. К тому же, у Пекина есть рычаг влияния на Узбекистан - главного противника строительства гидросооружений.
Узбекистан резко выступал против строительства каскада, заявляя, что это ведет к ухудшению водного баланса и ущемляет интересы стран ниже по течению горных рек. Российская сторона однако отмечала, что каскад, состоящий из четырех ГЭС, не будет оказывать влияния на водный режим и не затронет интересы Узбекистана и Казахстана, а площади затопляемых земель минимальны и переселения населения не потребуется.
"Китай намерен строить трансазиатскую железную дорогу через Киргизию и Узбекистан с выходом в Европу. Ташкент крайне заинтересован в реализации этого проекта, который позволяет ей (стране - ред.) выйти из материковой изоляции, и таким образом Пекин получает рычаги влияния на Узбекистан", - пояснил эксперт.
Для России же соглашения, уверен он, утратили политическую значимость после нормализации отношений с Узбекистаном.
"Москва использовала эти соглашения как политический инструмент давления на Узбекистан как ключевого государства Центральной Азии. Я и раньше говорил, что, как только Москва и Ташкент нормализуют отношения, проект будет затягиваться. Как известно, из Термеза (город на юге Узбекистана – ред.) выведена последняя немецкая база и в целом в отношениях наметился крен в сторону России", - отметил Сариев.
Он считает, что поскольку экономическое пространство в Центральной Азии завоевывает Китай, то роль Москвы может заключаться в обеспечении безопасности в регионе.
Киргизия и Россия договорились о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 при участии "Интер РАО" и Верхненарынского каскада ГЭС при участии "Русгидро" во время визита президента РФ Владимира Путина в Бишкек в 2012 году. Предполагалось, что российская сторона выделит средства для строительства, Киргизия предоставит право пользования земельными участками и другие активы в качестве вклада в уставный капитал создающихся совместных предприятий для строительства электростанций. Первый агрегат каскада должны были ввести в строй в 2016 году. ТЭО Камбаратинской ГЭС-1 было разработано в 2014 году. Строительство ГЭС должно было завершиться в 2023 году. Согласно условиям, в случае расторжения соглашений киргизская должна возместить РФ все понесенные затраты. - 0 -
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.