Москва, 21 декабря. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
В 2015 году контролеры поймали в столичных автобусах, трамваях и троллейбусах 180 тыс. безбилетников. Это в 1.5 раза больше, чем в прошлом году, когда штрафные квитанции получили 124 тыс. зайцев. Об этом сообщают "Известия", ссылаясь на информацию пресс-службы государственного казенного учреждения "Организатор перевозок", сотрудники которого следят за оплатой проезда в городском общественном транспорте. По словам экспертов, зайцев стало больше в том числе из-за экономического кризиса.
Всего за 2015 год контролеры поймали более 264 тыс. пассажиров, не оплативших проезд. Штраф составляет 1 тыс. рублей, таким образом, безбилетники должны были заплатить более 264 млн рублей. 70% зайцев были оштрафованы на наземном городском общественном транспорте, остальные 30% - в метро. Пассажиропоток наземного транспорта – 4.2 млн человек в сутки, метрополитена - 8 млн.
Еще в начале 2015 года глава ГУП "Мосгортранс" Евгений Михайлов говорил, что пассажиров, которые не оплачивают свой проезд в наземном городском транспорте столицы, из-за кризиса стало больше на 15%. Как отмечал Михайлов, "это очень большая проблема" и в связи с этим "Мосгортрансу" пришлось более интенсивно проводить проверки на своих маршрутах.
По мнению председателя Союза пассажиров Кирилла Янкова, активизация зайцев прежде всего связана с кризисом. Понятно, что при ухудшении экономической ситуации число граждан, которые хотят проехать без билета, растет, добавил он.
Сопредседатель общественной организации "Город и транспорт" Александр Морозов отметил, что проблема зайцев не решается из-за низких штрафов.
- Пассажиры понимают, что выгоднее не платить за проезд: маловероятно, что ты попадешься контролеру, - сказал Морозов. - На практике пассажир попадается не чаще, чем раз в месяц. То есть проще один раз заплатить штраф в тысячу рублей, чем покупать проездной на месяц за 1.5- 2 тысячи. Когда мы говорим о безбилетниках, то имеем в виду не только бедных людей, которым не на что купить билет, а обычных граждан, которые осознанно идут на нарушение. Остановить их могут только высокие штрафы - не меньше 3 тыс. рублей. Другой вариант - сделать более частыми проверки и увеличить штат контролеров, однако это слишком затратно для городского бюджета.
Отметим, что в метро число зайцев, в отличие от "наземки", сократилось. В 2015 году их было 84 тыс., в 2014 году - 152 тыс, то есть примерно в два раза больше. По мнению Александра Морозова, это может быть связано с тем, что в метро без билета стало труднее пройти.
- Устанавливаются специальные пирамиды против зайцев на турникетах, в вестибюлях постоянно присутствуют сотрудники, которые следят за проходом пассажиров, - пояснил он.
На наземном транспорте, по его словам, поиск безбилетников также стал более интенсивным в 2015 году. В частности, были закуплены специальные переносные устройства, чтобы контролеры могли проверять билеты на месте. Но "наземные" зайцы, как отметил эксперт, еще не успели почувствовать неотвратимость наказания, в отличие от "подземных".
По словам первого зампреда комитета Госдумы по транспорту Александра Старовойтова, в настоящее время вопрос об увеличении штрафов за безбилетный проезд в Госдуме не обсуждается.
- На наш взгляд, стоит ограничиться применением уже существующих штрафов и усилить работу контролирующих органов. Безбилетников становится больше не из-за низкого штрафа, а из-за того, как наказание применяется на практике. К тому же поднимать же вопрос об усилении ответственности за безбилетный проезд в кризис нецелесообразно, - отметил депутат.
Также в ГКУ "Организатор перевозок" рассказали, что в 2015 году контролеры остановили более 58 тыс. пассажиров, которые использовали для прохода чужие "социалки" - льготные персонифицированные карт для проезда. Так как размер штрафа в таких случаях составляет 2.5 тыс. рублей, нарушители заплатили в целом 147 тыс. рублей.
В пресс-службе отметили, что c 1 января 2015 года контролеры ГКУ "Организатор перевозок" не имеют права отбирать "социальную карту-проездной" у пассажира, если тот не является ее владельцем. "При этом в полномочия наших работников входит наложение штрафов за неправомерное использование льготной персонифицированной карты", - отметили в ведомстве.
Как рассказали в пресс-службе ГКУ "Организатор перевозок", с 2016 года контролеры смогут в таких случаях еще и блокировать социальную карту.
- В следующем году контролеры учреждения смогут передавать информацию о неправомерно используемых социальных картах в ГУП "Московский социальный регистр". Там будут блокировать транспортное приложение, содержащееся на социальной карте, - сказали в пресс-службе. - Мы ожидаем, что такая схема повлияет на нарушителей, которые неправомерно используют чужие социальные карты. Ведь восстановить работу транспортного приложения сможет только держатель социальной карты, являющийся получателем льгот, к тому же только после того, как обратится в ГУП "Московский социальный регистр" с соответствующим заявлением.
Комментарии отключены.