Москва, 10 декабря. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Доля мошеннических кредитов, по которым не было совершено ни одного платежа в течение 4-х месяцев с даты выдачи, за I полугодие 2015 года выросла. Об этом свидетельствует анализ базы данных Объединенного кредитного бюро (ОКБ). Как поясняют "Известия", обычно первый платеж по кредиту назначается спустя месяц после его выдачи. На такие кредиты пришлось 0.52% от общего объема розничных займов, выданных банками за шесть месяцев 2015 года. За аналогичный период 2014-го показатель был равен 0.41%.
Несмотря на рост доли потенциально мошеннических кредитов, потери банков от таких выдач в этом году, напротив, сократились. По данным ОКБ, за шесть месяцев года выдано на 40% меньше таких кредитов, чем за аналогичный период 2014-го, — 59 тыс. (на сумму около 5 млрд рублей) против 99.5 тыс. (на сумму более 9 млрд рублей). В целом, однако, общий объем выданных кредитов за полгода упал еще больше — примерно на 60% в годовом выражении, с 2.2 трлн до 953 млрд рублей.
При этом число заявок, отклоненных по причине подозрения в мошенничестве, выросло в полтора раза. Если за шесть месяцев 2014 года таких заявок было зафиксировано 103.6 тыс., в этом году — 156.8 тыс. В феврале этого года была зафиксирована рекордная за время ведения такой статистики доля заявок с подозрением на мошенничество от общего числа запросов на получение кредита — 3.2%.
Директор по развитию продуктов ОКБ Александр Ахломов отметил, что в этом году отмечен "всплеск активности социального мошенничества". Это те случаи, когда действует не организованная группа лиц, а одиночные клиенты, которые искажают свои данные для увеличения шансов одобрения кредитной заявки. Эксперт пояснил, что в условиях падения реальных доходов населения и потери работы некоторые категории граждан начинают испытывать острую потребность в заемных средствах. Так, по данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения в октябре 2015 года по сравнению с тем же месяцем 2014-го снизились на 5.6%, за период с января по октябрь — на 3.5%.
В то же время банки ужесточили требования к потенциальным заемщикам из-за интенсивного роста розничной просрочки, который стал следствием агрессивного потребкредитования после кризиса 2008–2009 годов.
— В таких условиях, — говорит Ахломов, — не имея возможности получить кредит, граждане идут на незначительные, с их точки зрения, махинации о своем социальном статусе или уровне дохода. Зачастую они пользуются помощью третьих лиц в получении поддельных справок 2-НДФЛ, в подтверждении фиктивного трудоустройства и т.д. При этом далеко не все такие заемщики изначально преследуют цель не возвращать кредит, а просто пытаются повысить свои шансы на его получение.
Таких одиночных мошенников, говорит руководитель направления оперативного анализа и противодействия мошенничеству банка "Хоум Кредит" Алексей Манеркин, достаточно легко выявить.
— Ужесточение кредитной политики банков привело к большей доле повторных заявок от таких клиентов, но для банков каждая такая отказная заявка только прибавляет уверенности, что кредит давать нельзя, и клиенту снова дают отказ — так и получается, что количество выявленных мошеннических заявок увеличивается, а объемы фактически выданных кредитов по таким клиентам снижаются, — говорит Манеркин.
Таким образом, по словам Ахломова, банкам удалось сократить потери от мошенников "во многом благодаря серьезному ужесточению кредитных политик и снижению уровня одобрения
заявок". При этом, по словам эксперта, вероятность возвратов средств по мошеннически полученным кредитам крайне низкая.
— Только один из 10 кредитов, по которым просрочка платежа превышает 90 дней, в дальнейшем удается взыскать. Если речь идет о мошенничестве, то следует учитывать и тот факт, что в этом случае предоставляются фальшивые документы и недостоверные контактные данные (телефоны, адреса проживания, информация о трудоустройстве), поэтому шанс взыскать такой кредит минимален, — говорит Ахломов.
Юристы говорят, что за мошеннические заявки на кредиты крайне сложно привлечь к уголовной ответственности. Руководитель практики разрешения правовых споров компании "Горизонт Капитал" Василий Ицков напомнил, что по закону мошенничеством в сфере кредитования признается "хищение денежных средств заемщиком путем предоставления в банк или иному кредитору заведомо ложных или недостоверных сведений" (ст. 159.1 Уголовного кодекса).
— Факт предоставления документа, содержащего заведомо ложные сведения о заемщике, может быть приравнен судом к мошенничеству в сфере кредитования. Более того, если будет доказана вина не только клиента банка, но и лица, выдавшего такую справку, они оба могут быть привлечены к ответственности. Но привлечение по этой статье предусматривает наличие умысла хищения денег — это сложно доказать, особенно если некоторое время исполнял свои обязательства перед банком, — сказал юрист.
Комментарии отключены.