Бюджетная комиссия 21 марта утвердила основные параметры первого трехлетнего бюджета на 2008-2010 гг

Бюджетная комиссия под председательством премьера Михаила Фрадкова 21 марта утвердила основные параметры первого трехлетнего бюджета на 2008-2010 гг.

Как сообщает "Коммерсант", Алексей Кудрин, чье ведомство завершало свои подсчеты едва ли не ночью, 21 марта представил документ сначала на расширенной коллегии Минфина, а затем, уже вечером, его одобрили на заседании бюджетной комиссии в Белом доме. В процессе доработки в проекте трехлетнего бюджета удалось учесть буквально все новации, заложенные в бюджетном послании президента, однако реализация этих идей в расчетах Минфина наверняка вызовет изумление их лоббистов.

Главная новость представленного бюджета - в радикальном реформировании механизма стабфонда. Несмотря на то что пока не существует даже проектов поправок в Бюджетный кодекс, описывающих правила работы разделяющегося на резервный фонд и фонд будущих поколений стабфонда, А.Кудрин на коллегии Минфина пояснил, что стабфонд должен прекратить существование 1 февраля 2008 г.

Прямым наследником стабфонда окажется резервный фонд. Впрочем, его прогнозный объем в процентном соотношении к ВВП окажется выше стабфонда сейчас. В начале 2007 г. объем стабфонда составлял 8.7% ВВП, с 1 февраля 2008 г. резервный фонд должен составлять не менее 10% ВВП. Это соотношение Минфин предполагает реализовывать жестким образом - и дефицит резервного фонда будут сокращать за счет фонда будущих поколений.

Причины происходящего Минфин объясняет тем, что, согласно его прогнозам, доля нефтегазового сектора в ВВП должна в ближайшие три года сократиться с 20.7% ВВП в 2006 году до 14.9% ВВП в 2010 г. Мало того, реализация идеи разделения стабфонда на два новых фонда, размер одного из которых жестко фиксирован к ВВП, требует сверстать бюджет 2008-2010 г. не профицитным, как сейчас, а дефицитным. В 2008 г. Минфин собирается закрывать его с помощью "нефтегазового трансферта" из резервного фонда в объеме 2.1 трлн руб. Платить за происходящее придется в том числе и фонду будущих поколений. Альтернативой этому в конструкции А.Кудрина является сокращение расходов федерального бюджета - это оказалось главным аргументом для бюджетной комиссии.

К действующим источникам пополнения двух фондов в концепции Минфина (НДПИ на нефть и экспортные пошлины на нефть) добавляются НДПИ и экспортные пошлины на газ, а также экспортные пошлины на нефтепродукты. Впрочем, и этих доходов недостаточно, чтобы стабфонд сохранял размеры в 10% ВВП. А.Кудрин предлагал правительству решить вопрос еще одним способом - расширив источники фондов еще и за счет прибыли и дивидендов нефтегазовых компаний. Но вчера он констатировал, что правительство отказалось от этой идеи.

Фонд будущих поколений в итоге оказался существенно меньше, чем ожидали лоббисты его создания в правительстве. Из материалов Минфина следует, что в 2008 г. он составит 637.7 млрд руб., а в 2010 г. - 559.9 млрд руб. Фонд будет сокращаться и в процентном отношении к ВВП (за 3 года на 0.5%), и в реальном выражении. "Отступным" для лоббистов должно послужить то, что А.Кудрин согласен отдать его в управление управляющей компании. Правила управления съеживающегося фонда будут менее жесткими, чем для более крупного и растущего в объемах резервного фонда - первый может показать доходность в 6.5-7% и может быть вложен в ценные бумаги компаний, второй (в феврале 2008 г. он превысит 3 трлн руб.) будет сверхконсервативен в инвестициях и будет действовать по тем же правилам, которые сегодня действуют в отношении стабфонда,- то есть фактически по правилам размещения золотовалютных резервов ЦБ. Доходность для резервного фонда А.Кудрин определил в 3.5-4% - на уровне ниже запланированной инфляции.

Уступку в виде создания фонда будущих поколений даже в таком виде Минфин обставил и значительными уступками в пользу своих концепций. Так, А.Кудрин заявил, что вопрос о снижении НДС в 2008 г. будет неактуален - он отложен на год. Кроме того, по крайней мере в процентах к ВВП в проекте трехлетнего бюджета ограничен рост госрасходов - если в 2008 г. "нефтегазовый трансферт" из резервного фонда в бюджет определен на уровне 6.1% ВВП, то уже в 2011 г. его размер составит 3.7% ВВП.

Скорее всего, Минфин почти вчистую выиграет бюджетную кампанию, продемонстрировав вполне естественное умение считать лучше своих оппонентов - вчера на бюджетной комиссии в Белом доме возражений против конструкции бюджета почти не было, и сегодня концепция должна быть одобрена на заседании правительства.

Другие новости

22.03.2007
10:50
ФРС США оставила учетную ставку без изменений в размере 5.25%
22.03.2007
10:40
ММВБ 22 марта начала размещение облигаций серии 02 "Кокс" объёмом по номиналу 5 млрд руб
22.03.2007
10:30
ФСГС РФ: Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности в РФ на 1 марта выросла на 1.3% до 4.863 млрд руб (расширенное сообщение)
22.03.2007
10:20
Банк "Восточный" разместил облигации серии 01 объемом по номиналу 1.5 млрд руб
22.03.2007
10:10
Бюджетная комиссия 21 марта утвердила основные параметры первого трехлетнего бюджета на 2008-2010 гг
22.03.2007
10:00
ФСГС РФ: Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности в РФ на 1 марта выросла на 1.3% до 4.863 млрд руб
22.03.2007
09:51
Цена майских фьючерсов на нефть на IСE по итогам торгов 21 марта выросла на 0.95% до 60.77 долл. за баррель, на NYMEX на 0.61% до 59.61 долл. за баррель
22.03.2007
09:41
Правительство РФ заслушает А.Кудрина об основных характеристиках проекта бюджета на 2008-2010 гг. и распределении расходов по ведомствам
22.03.2007
09:32
Анонс публикаций макроэкономических показателей стран "Большой семерки" на 22 марта
Комментарии отключены.