Европейские компании продолжают инвестировать в электронную коммерцию, несмотря на угрозу экономического спада - исследование компании Accenture

Европейские компании продолжают инвестировать в электронную коммерцию, несмотря на угрозу экономического спада. Об этом свидетельствуют результаты последнего исследования, проведенного компанией Accenture. 60% опрошенных руководителей фирм заявили о намерении увеличить объем вложений в электронную коммерцию в среднем на 15% в течение ближайших 12 месяцев, при этом 50% ожидают получить большую отдачу от использования возможностей беспроводной коммерции в течение трех лет.

Однако согласно результатам исследования "Электронная Европа: неожиданная картина", основания для оптимизма заметно изменились по сравнению с прошлым годом. В современных условиях ожесточенной конкуренции компании стремятся к повышению эффективности своей деятельности, внедряя электронную коммерцию в операции бэк-офиса, логистику, а также продаж и маркетинга. Их основной целью больше не является привлечение новых клиентов, акцент перенесен на упрочение отношений с имеющимися клиентами благодаря предоставлению более качественных услуг. 61% планирует рассчитывать в основном на доходы от предоставления услуг, а 75% собираются модернизировать свои услуги в ближайшие три года.

"Для многих может оказаться неожиданностью, что электронная коммерция в Европе развивается полным ходом", - заметила Розмари О'Махони, управляющий партнер Accenture в сфере информационных технологий в странах Европы, Ближнего Востока, Африки и Индии, на презентации исследования в Париже. - "На фоне усугубляющегося экономического спада европейские компании используют электронную коммерцию для поддержания своих конкурентных позиций и обеспечения будущего успеха."

Летом 2001 года в ходе исследования были опрошены более 800 руководителей из 25 стран Европы, Азии и США в период, когда в наиболее развитых экономиках мира уже наблюдались признаки замедления. Это - четвертое ежегодное исследование компании Accenture из цикла "Электронная Европа" и первое серьезное исследование отношения высшего руководства компаний к электронной коммерции со времени начала текущего экономического кризиса.

В новых условиях подходы к электронной коммерции заметно изменились. Год назад 74% респондентов заявляли, что основной причиной инвестирования в электронную коммерцию для них является сохранение конкурентных позиций. Сегодня этот показатель равен лишь 54%. Большинство компаний стараются оптимизировать уже имеющиеся возможности. Многие говорят о том, что реализация начатых ими проектов заняла больше времени, чем предполагалось. Однако электронная коммерция стала важным инструментом в стратегическом арсенале европейских компаний. Их руководители заявляют о все более глубоком проникновении электронной коммерции вглубь организаций - из сферы маркетинга и продаж в отделы закупок, логистики и кадров. Вопреки сомнениям по поводу целесообразности использования B2B-коммерции, европейские компании удвоили свою активность в этой сфере.

Число руководителей, которые сообщают об успешных проектах в области электронной коммерции, увеличилось за год с 34% до 51%. При этом успех был достигнут на крупных предприятиях, хотя раньше считалось, что электронная коммерция - царство молодых, небольших предприятий. Как выяснилось, сегодня руководители бизнеса уверены, что использование электронной коммерции повышает эффективность работы прежде всего крупных компаний, уже добившихся успеха и утвердивших свое имя на рынке: с тем, что она увеличивает преимущества крупных компаний, согласны две трети респондентов, около половины считают, что электронная коммерция повышает уровень концентрации в отрасли. Исследование показало, что значительная "экономия на масштабах" была достигнута крупными организациями в таких важных областях, как маркетинг, брэндинг и инвестиции в программное обеспечение. Крупные организации также стали уделять большое внимание таким аспектам, как предпринимательство и гибкость, которые ранее считались важными лишь для новых компаний.

Хотя по понятным причинам руководители европейских компаний в большой степени озабочены вопросами консолидации и конкурентоспособности, они планируют внедрять новые формы электронной коммерции уже в ближайшем будущем - 49% намерены использовать беспроводную коммерцию, 24% - голосовую коммерцию и 25% - телевизионную коммерцию уже в ближайшие три года. Значительный рост ожидается также в сфере "беззвучной" коммерции - использование радиочастотных чипов для отслеживания передвижения объектов внутри организации или на всем пути их движения по логистической цепочке. 83% руководителей ожидают большего эффекта от подобных технологий, нежели от обычной "проводной" электронной коммерции. Исследование показало, что вскоре будет уже уместней говорить о "вездесущей" коммерции (uCommerce), по мере того как будут расширяться ее пространственные и временные рамки.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что разрыв между США и Европой в сфере электронной коммерции сократился до одного года. Однако руководители европейских компаний по-прежнему сомневаются в том, что Европа способна стать лидером в области новых форм электронной коммерции. В то время как большинство выражает уверенность в приобретении лидирующих позиций в сфере беспроводной коммерции в течении трех лет, они видят лидером США во всех других областях: телевидение, голосовая и "беззвучная" коммерция, а также традиционная электронная коммерция.

Впервые в рамках исследования проводился опрос российских руководителей. Это не была представительная выборка - интервьюировались руководители крупных компаний в крупных промышленных городах с наибольшими показателями проникновения Интернета. Целью было выяснить отношение наиболее продвинутой части российского бизнеса к возможностям электронной коммерции. Предполагалось, что о будущем электронной коммерции в России можно в значительной степени судить по тому, какие настроения преобладают в "островах роста", какие сигналы они подают остальному обществу. Выяснилось, что эта часть российского бизнеса осознает стратегическую важность электронной коммерции и готова уже сейчас экспериментировать с ее возможностями. 60% опрошенных сказали, что будущее благополучие России в значительной степени зависит от того, насколько быстро и широко будет внедряться электронная коммерция, а 37% сообщили , что уже сегодня реализуют проекты в этой сфере и считают это важной задачей с точки зрения развития своего бизнеса. 67% планируют увеличить свои инвестиции в этой области в течение 2001 года. При этом, однако, 37% (больше, чем в любой другой стране, включенной в исследование) сказали, что успели устать от внедрения этих проектов и не могут оценить реальную отдачу от них, что неудивительно: многие российские компании приступали к реализации проектов электронной коммерции, не имея проработанной информационно-технологической стратегии, которая поддерживала бы деловую стратегию предприятия. Основная область применения электронной коммерции в России пока - сфера маркетинга и продаж, но она уже начала распространяться и в сферу закупок и логистики, управления персоналом. Российские руководители, принявшие участие в опросе, с большим интересом относятся к возможностям в сфере В2В. Более 20% сказали, что уже сегодня используют электронные торговые площадки, и 50% планируют начать использовать их в ближайшем будущем.

В рамках исследования компании Accenture опрос включал 840 телефонных интервью, осуществленных в июне и июле 2001 года на родном языке респондентов. Интервью были проведены независимым международным агентством маркетинговых исследований Opinion Leader Research. Респондентами являлись руководители компаний из 25 стран мира - 21 европейской и 4 неевропейских стран. 30 интервью было проведено в каждой из европейских стран: Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Голландия, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Словакия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания. Еще 30 интервью состоялись в ЮАР, и 60 интервью - в каждой из трех оставшихся стран: Индии, Японии и США.

Основные результаты исследования. Несмотря на явные признаки экономического спада, руководители компаний заявляют об увеличении инвестиций в электронную коммерцию в течение ближайших 12 месяцев, рассматривая ее как одно из средств поддержания своих конкурентных позиций и обеспечения будущего успеха.

В настоящее время электронная коммерция стала важным инструментом в стратегическом арсенале руководителей европейских компаний, которые заявляют о все более глубоком проникновении электронной коммерции вглубь организаций - из сферы маркетинга и продаж в сферы закупок, логистики и кадров.

Несмотря на высказываемые сомнения по поводу целесообразности использования B2B коммерции, европейские компании удвоили свою активность в этой сфере.

Все больше руководителей сообщают об увеличении числа успешных проектов в области электронной коммерции. Две трети респондентов уверены в том, что использование электронной коммерции повышает эффективность деятельности прежде всего крупных компаний: значительная экономия на масштабах была достигнута крупными организациями в таких важных областях как маркетинг, брэндинг и инвестиции в программное обеспечение.

В ближайшие три года мы увидим активное использование новых форм электронной коммерции, таких как: беспроводная коммерция, голосовая коммерция и телевизионная коммерция. Значительный рост ожидается также в сфере "беззвучной" коммерции - использование радиочастотных чипов для отслеживания передвижения объектов внутри организации или на всем пути их движения по логистической цепочке. Большинство опрошенных ожидают большего эффекта от внедрения подобных технологий, нежели от обычной "проводной" электронной коммерции.

Исследование показало, что вскоре будет уже уместней говорить о "вездесущей" коммерции (uCommerce), по мере того как будут расширяться ее пространственные и временные рамки.

Руководители европейских компаний по-прежнему сомневаются в том, что Европа способна стать лидером в области новых форм электронной коммерции несмотря на то, что результаты исследования свидетельствуют о сокращении разрыва между США и Европой в сфере электронной коммерции до 1 года.

Accenture является ведущей международной консалтинговой компанией, специализирующейся в области управления и информационных технологий. Более 75,000 специалистов компании в 46 странах мира предоставляют фирмам различных отраслей полный спектр услуг в области менеджмента и информационных технологий. Клиентами Accenture являются 84 из 100 крупнейших компаний мира.

Accenture работает в России с 1992 года. Более 100 российских и иностранных специалистов, работающих в ее российском отделении, обеспечивают сопровождение всего процесса необходимых перемен - от обследования ситуации и разработки стратегии до практического внедрения организационных и системных решений. Accenture в России имеет опыт реализованных проектов в финансовом секторе, топливно-энергетическом комплексе, металлургии, телекоммуникациях, пищевой, фармацевтической, автомобильной, деревообрабатывающей промышленности и других отраслях.

Другие новости

17.10.2001
13:29
"Ижмаш" планирует увеличить поставки оптики Белорусского оптико-механического объединения
17.10.2001
13:19
ЦБ РФ: Активы 30 крупнейших банков России в августе выросли на 2.6% и на 1 сентября 2001 г. составили 1,921,802,746 тыс. руб
17.10.2001
13:17
На рынке ФОРЕКС наблюдается укрепление американского доллара
17.10.2001
13:15
В еврозоне, по оценкам аналитиков, годовые темпы инфляции снизились с 2.7% в августе до 2.4% в сентябре
17.10.2001
13:12
Европейские компании продолжают инвестировать в электронную коммерцию, несмотря на угрозу экономического спада - исследование компании Accenture
17.10.2001
13:07
Во вторник основные фондовые индексы США продемонстрировали рост на фоне отчетов о прибылях, совпавших с прогнозами
17.10.2001
13:04
Генеральным директором "Интерроса" назначен Андрей Клишас
17.10.2001
13:00
Альфа-банк начал эмиссию карт Eurocard/MasterCard Platinum с возможностью кредитного лимита до 20 тыс. долл
17.10.2001
12:56
Сбербанк РФ предоставил долгосрочный кредит ОАО "Покровский рудник" в размере 15 млн долл
Комментарии отключены.