Москва, 12 ноября. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Аналитики оценили потери российских магазинов за период с сентября 2014 г. по сентябрь 2015 г. в 6.17 млрд долларов. Об этом сообщают "Ведомости", ссылаясь на исследование The Smart Cube и Checkpoint Systems "Глобальный барометр потерь в розничной торговле".
К потерям аналитики отнесли кражи, ошибки бухгалтерии и ценообразования, в управлении запасами, а также недобросовестные действия поставщиков. По этому показателю Россия на втором месте в Европе после Германии с 6.6 млрд долл. потерь (см. график). Доля потерь к общему торговому обороту у российских ритейлеров составила 1.18%. По сравнению с 2013/14 г. потери российских сетей даже сократились – тогда они оценивались в 6.65 млрд долл.
Подавляющая доля финансовых потерь розничных торговцев в России – внутренняя: 47% – это кражи собственными сотрудниками, а еще 14% – административные и некриминальные потери. На воровство посетителей, по оценке аналитиков, приходится лишь треть потерь (34%), еще 6% – на недобросовестных поставщиков.
В списке часто похищаемых товаров в России согласно отчету – модные аксессуары, электроинструменты, мобильные устройства и аксессуары, вино и спиртные напитки. Исходя из такой структуры потерь, российский рынок можно назвать уникальным: в большинстве стран, изученных аналитиками, главная причина – кражи посетителей. При этом еще год назад вклад в потери российского ритейла его недобросовестных сотрудников составлял 33.3%. Эти цифры могут объясняться ухудшением ситуации в экономике в целом, предполагает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев: "Ситуация в экономике ухудшается, зарплаты не растут".
Цифры аналитиков, отметивших выросшие потери сетей из-за краж сотрудников, "выглядят разумными" на фоне снижения реальных доходов населения, соглашается финансовый директор "Магнита" Хачатур Помбухчан.
Ранее некоторые крупные продовольственные ритейлеры в России заявляли, что в 2015 г. их потери заметно выросли. Так, четвертый по обороту ритейлер в России – группа "Дикси" в начале года зафиксировала рекордный уровень товарных потерь: 3.9% от всей выручки; во II квартале эта цифра снизилась до 3.2%, но все равно осталась выше уровня последних лет. В отчете компания объясняла это более низким спросом на свежие скоропортящиеся продукты из-за сокращения покупательной способности. В последний год списания подросли в первую очередь за счет овощей и фруктов, уточнила Екатерина Куманина из "Дикси". "Сеть досконально исполнила требования эмбарго, а введенные взамен европейских поставщики не во всех случаях смогли выдержать заявленное качество", – добавила она.
У лидера рынка, сети "Магнит", на недостачи, порчу и списания приходится около 2% оборота, говорит Помбухчан. Существенного роста потерь за последний год ритейлер не заметил. Представитель X5 Retail Group не смог оперативно ответить на запрос.
У непродовольственных ритейлеров потери в доле от товарооборота ниже. В среднем по крупным ритейлерам бытовой техники и электроники потери игроков не превышают 1%, говорит Антон Пантелеев из "М.видео". У самой сети "М.видео" доля потерь от оборота существенно ниже среднего уровня, зафиксированного The Smart Cube и Checkpoint Systems, говорит он, не раскрывая точную цифру потерь. Мария Заикина из "Связного" также говорит, что его потери из-за краж и других статей существенно ниже средних по рынку цифр. Но возросла доля потерь, "причиненных третьими лицами", замечает она.
Комментарии отключены.