ОБЗОР: Совет потребителей РЖД разработал предложения модели рынка грузоперевозок до 2020 г

МОСКВА, 4 сен - РИА Новости/Прайм. Совет потребителей по вопросам деятельности РЖД разработал предложения по Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года, говорится в его сообщении.

Прежняя модель имела сроки до 2015 года. «Достижение целей экономии и повышения эффективности использования бюджетных средств положено в основу подготовленных советом потребителей предложений по Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года и основных этапов ее формирования», - говорится в сообщении совета в пятницу.

Советы потребителей по вопросам деятельности естественных монополий — это совещательно-консультационные органы при отраслевых правительственных комиссиях. Основной целью их создания было повышение прозрачности и подконтрольности естественных монополий.

По мнению членов совета потребителей, для достижения обозначенных ориентиров необходимо оптимизировать господдержку РЖД, направив ее только на содержание и развитие инфраструктуры, в том числе за счет выведения перевозочной деятельности на самоокупаемость.

Также необходимо сформировать механизм, гарантирующий прозрачность и эффективность использования госсредств, создать условия для снижения темпов роста тарифов на перевозки грузов, повысить уровень технологичности работы ж/д транспорта и создать условия для привлечения частных инвестиций в отрасль.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Формирование новой структуры рынка грузоперевозок предполагается осуществлять в два этапа. В частности, на первом этапе (2016-2017 годы) предполагается создание конкурентного рынка перевозок и разработка долгосрочных параметров сетевого контракта на обеспечение пропускных способностей инфраструктуры.

«В результате реализации первого этапа планируется достичь повышения технологичности работы железнодорожного транспорта, вовлечения частных инвесторов в процесс обновления локомотивного парка, развития конкуренции между независимыми перевозчиками и дочерними обществами ОАО «РЖД», действующими в равных экономических и тарифных условиях», - говорится в сообщении.

Председатель совета Сергей Мальцев, слова которого приводятся в сообщении, среди существенных условий для выполнения обозначенных мероприятий, назвал реализацию решений по долгосрочному тарифному регулированию и создание условий для частных инвестиций в грузовые перевозки. Планируется, что к 2018 году РЖД будет осуществлять около 80% перевозок, 3-5 перевозчиков, включая «дочки» РЖД, - 20%.

ВТОРОЙ ЭТАП

Второй этап (2018-2020 годы), согласно предложениям совета, предусматривает разделение инфраструктурной и перевозочной деятельности (РЖД - инфраструктура, «дочка» РЖД - гарантирующий перевозчик) и заключение сетевого контракта в соответствии с долгосрочными параметрами для оптимизации взаимодействия государства и РЖД в качестве инфраструктурной компании.

«На этом этапе необходимо обеспечить совершенствование тарифной системы в целях установления тарифов на услуги инфраструктуры на экономически обоснованном уровне, а также заключение сетевого контракта между государством и РЖД на гарантированное предоставление определенного объема пропускных способностей (услуг) инфраструктуры на всей сети», - считает Мальцев.

По итогам реализации второго этапа, развитие ж/д инфраструктуры будет финансироваться за счет средств федерального бюджета исключительно в рамках госпрограмм, а финансирование содержания и эксплуатации инфраструктуры РЖД обеспечиваться в достаточном объеме на рентабельных участках за счет тарифа за услуги инфраструктуры, взимаемого с перевозчиков, на убыточных - тарифа на услуги инфраструктуры и платы по сетевому контракту.

Кроме того, совет считает, что отрасль получит следующие эффекты: стабильные и прогнозируемые частные инвестиции в закупку локомотивов и вагонов, ценовую конкуренцию перевозчиков за грузоотправителей, рыночный механизм ограничения роста себестоимости перевозки, самоокупаемость перевозочной деятельности.

ЭФФЕКТЫ

Согласно сообщению, в процессе разработки и согласования данные предложения по модели рынка вызвали среди членов совета потребителей целый ряд дискуссий. В то же время, отмечается, что, по мнению большинства, в результате их реализации к 2020 году могут быть созданы экономические условия для притока частных инвестиций в инфраструктуру, повысится прозрачность деятельности РЖД, оптимизируются бюджетные инвестиции.

Грузовладельцы, в свою очередь, получат возможность планирования транспортных затрат на базе долгосрочного тарифного регулирования инфраструктуры и гарантирующего перевозчика, снижение транспортных затрат за счет ценовой конкуренции перевозчиков, темпов индексации тарифов и сетевого контракта, гарантированное получение комплексной услуги по перевозке, включая предоставление вагона, повышение уровня клиентоориентированности отрасли.

РЖД, по мнению совета, получат следующие эффекты: повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта, привлечение большого объема частных инвестиций, а также снижение непроизводительной загрузки инфраструктуры и сокращение производственных затрат на обеспечение текущей деятельности.

Совет потребителей предлагает для обеспечения проведения основных мероприятий в планируемые сроки утвердить целевую модель на уровне постановления правительства РФ и сделать ее выполнение одним из ключевых KPI для Минтранса и РЖД.

Предложения совета потребителей по модели будут направлены в правительство, Минтранс и Минэкономразвития в ближайшее время. «Совет потребителей признал целесообразным продолжить дальнейшую работу по Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года совместно с причастными федеральными органами исполнительной власти и ОАО «РЖД», - отмечается в сообщении.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.