Москва, 21 августа. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Вместо уходящего в Совет федерации политического тяжеловеса Владимира Якунина ОАО "РЖД" возглавит первый замминистра транспорта петербуржец Олег Белозеров, курировавший финансовый блок.
На новой должности господину Белозерову предстоит решать знакомую проблему раздутых расходов монополии. Как пишет "КоммерсантЪ", именно неготовность прежнего руководства урезать затраты могла стоить кресла господину Якунину. Его преемнику придется и повышать рентабельность, и следовать требованию правительства не сокращать объемы социально значимых пассажирских перевозок, которые год от года приносят ОАО "РЖД" убытки.
Правительство не стало держать паузу с определением преемника уходящего в отставку президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина. Вчера премьер Дмитрий Медведев назначил на должность главы железнодорожной монополии первого замминистра транспорта Олега Белозерова. Другим распоряжением премьера Владимир Якунин, пока находящийся в отпуске, был уволен со своего поста.
Сам Олег Белозеров вчера отказался комментировать изданию свое назначение. Но оно не стало неожиданностью: кандидатура чиновника неоднократно упоминалась в лонг-листе потенциальных кандидатов на роль сменщика господина Якунина, однако источники газеты сомневались в достаточности его аппаратного веса на фоне Владимира Якунина, который считается близким к президенту Владимиру Путину.
Господин Белозеров, как и многие высокопоставленные чиновники в РФ, является выходцем из Петербурга и переехал в Москву лишь в 2000-х годах. В 2004 году он перешел на работу в Росавтодор, где вначале был заместителем руководителя, а потом в течение пяти лет возглавлял агентство. В Минтранс он был назначен в марте 2009 года заместителем министра, а пост первого замминистра получил совсем недавно — в мае.
В Минтрансе господин Белозеров курировал весь финансовый блок (в том числе и ОАО "РЖД") и был глубоко погружен в дела отрасли, отмечает источник, знакомый с ситуацией в ведомстве. Один из собеседников в госорганах напоминает, что нового президента ОАО "РЖД" нельзя считать "рядовым замминистра", так как он курировал "проекты государственного значения, в частности саммит АТЭС, Универсиаду в Казани".
"То, что человек при таких проектах оказался не вовлечен ни в один громкий скандал, многое о нем говорит",— полагает собеседник издания. По его мнению, господин Белозеров явно принадлежит к категории "профессиональный менеджер" и, какие бы политические силы он ни представлял, он удовлетворит все группы интересов. Собеседники по-разному оценивают степень самостоятельности Олега Белозерова, но уверены, что он "в высшей степени профпригоден" и назначен в ОАО "РЖД" на достаточно долгий срок. При этом врио губернатора Калининградской области Николай Цуканов подчеркнул, что у Владимира Якунина хорошие отношения с Олегом Белозеровым, и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество между монополией и областью. В частности, он убежден, что в регионе появится второй железнодорожный паром (первый был запущен Владимиром Якуниным).
Впрочем, один из источников, знакомый с работой господина Белозерова в автодорожной отрасли, признавая профессионализм нового главы ОАО "РЖД", отмечает, что он человек "чрезвычайно осторожный и редко определенно выражает позицию, что для высшего руководителя не всегда удобно". Но другой собеседник говорит, что "кажущийся флегматизм руководителя обманчив", он хорошо держится в стрессовой ситуации. При этом один из собеседников утверждает, что в бытность Олега Белозерова главой Росавтодора перед ним была поставлена задача борьбы с коррупцией и ее уровень в этой сфере заметно снизился.
Видимо, борьба с расходами, в том числе не совсем целевыми, войдет в круг задач Олега Белозерова и сейчас. Объявляя о его назначении в ОАО "РЖД", Дмитрий Медведев вчера заявил: "Первый момент — это бюджет и инвестиции с учетом достаточно сложных параметров нынешнего состояния экономики и доходов "РЖД"". Источник, хорошо знакомый с ситуацией, пояснял, что задача "РЖД" — сокращение расходов на 10%, тогда как Владимир Якунин, по словам собеседника газеты, говорил, что "все заоптимизировано". Впрочем, господин Медведев сразу поставил Олегу Белозерову рамки, за которые тот не должен заходить, оптимизируя расходы.
Второй задачей руководителя ОАО "РЖД" премьер назвал пассажирские перевозки. "Здесь нареканий очень много, люди недовольны, когда отменяют маршруты, с другой стороны, железная дорога должна получать за это деньги,— пояснил глава правительства.— Как соединить эти подходы, вам предстоит решить с участием правительства и региональных властей".
Финансовое состояние ОАО "РЖД" аналитики расценивают как кризисное. Только операционные расходы ОАО "РЖД" за 2014 год по МСФО составили 1.75 трлн руб. Подготовленный монополией финансовый план на 2016 год с индексацией тарифа в 10% и госсубсидиями 75 млрд руб. необходимо менять, уверен глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, нужны резкие решения: промышленность обваливается, и такого уровня индексации экономика не выдержит. Собеседники в отрасли говорят, что как раз господин Белозеров в состоянии как финансист отработать это направление в качестве кризис-менеджера. Главное ожидание от нового руководителя, говорит источник в отрасли,— изменение замкнутого круга, когда ОАО "РЖД" постоянно требует либо галопирующей индексации тарифа, либо бюджетных вливаний. Железная дорога должна обслуживать экономику, а не экономика — железную дорогу, поясняет он.
Пассажирские перевозки, сохранять которые требовал премьер, в 2015 году стали поводом для единственной крупной претензии к Владимиру Якунину со стороны первых лиц государства. В феврале Владимир Путин подверг резкой критике политику ОАО "РЖД" по массовой отмене нерентабельных электричек, которая на тот момент проводилась уже не первый год, и потребовал немедленно вернуть отмененные поезда. Выручка от продажи билетов в пригородном сообщении покрывает не более 50% затрат пассажирских компаний, им предоставляются субсидии, но, несмотря на субсидирование, их убытки в 2014 году составили 6.4 млрд руб. По мнению господина Бурмистрова, если ОАО "РЖД" сократит раздутые затраты на ремонты, сделает более прозрачными расходы на локомотивные бригады в пригородном сообщении и приведет их в соответствие с падающим пассажиропотоком, не перекладывая эти расходы на пригородные компании, есть шанс приблизить это направление к безубыточности.
Комментарии отключены.