Президент Белоруссии Александр Лукашенко 23 января объявил, что конфликт с Россией вокруг поставок и транзита энергоносителей незаконченным.
Как сообщает "Коммерсант" вчера в ходе выездного заседания правительства Белоруссии в Новополоцке (здесь расположен крупнейший НПЗ страны "Нафтан") А.Лукашенко дал задание правительству вернуть стране 3.5 млрд долл., потерянные в результате роста цен на газ (убытки, по версии А.Лукашенко,- 2.5 млрд долл.) и введения таможенной пошлины на поставляемую в Белоруссию нефть. "Все договоренности по нефти и газу невыгодны для нас в сравнении с прошлым годом,- констатировал А.Лукашенко.- Без суеты и амбиций, на принципах международного права мы тоже должны потребовать, чтобы нам заплатили".
Более того, президент Белоруссии определил источники этих платежей: Россия должна заплатить за землю, по которой проходят трубопроводы. Сейчас в Белоруссии взимается плата за аренду земли только под компрессорными станциями. Но в госкомимуществе страны пояснили, что "за лесные земли, занятые под трубопроводы, надо платить, так как они не используются по целевому назначению". "Подготовлен проект указа, которым будет установлена арендная плата за эти земли",- сообщает представитель ведомства.
Через Белоруссию проходят газопровод Ямал-Европа (принадлежит "Газпрому"), нефтепродуктопровод "Запад-Транснефтепродукт" (принадлежит "Транснефтепродукту"), магистральные газопроводы "Белтрансгаза", распределительные сети "Белтопгаза" и нефтепровод "Дружба". По данным белорусского правительства, трубопроводы занимают 40 тыс. га земли.
В "Запад-Транснефтепродукте" подтвердили, что "намерение Белоруссии может быть реализовано", уточнив, что, "если ставка аренды будет слишком высокой, работа компании станет нерентабельной". В "Газпроме", который 24 января сядет за стол переговоров с белорусским правительством по вопросам создания СП на базе "Белтрансгаза", возможность появления дополнительной статьи расходов обсуждать отказались.
От изменения правил аренды земли под трубопроводами в Белоруссии пострадают не только "Газпром" и "Транснефтепродукт". "Если кто-то из российских нефтяных компаний не хочет работать с Белоруссией, то мы должны взять с них большую цену за транспортировку их нефти в Европу",- пригрозил вчера А.Лукашенко. Именно здесь, видимо, и кроется основная причина его резкого выступления. Страна уже столкнулась с последствиями изменения правил работы с Россией - отказом нефтяников от давальческой переработки нефти на белорусских НПЗ. В феврале Мозырский НПЗ переработает всего 490 тыс. т нефти против 900 тыс. т в феврале 2006 г.
"Введение таможенной пошлины на нефть ухудшило конъюнктуру белорусского рынка",- отметил шеф московского бюро Argus Александр Ершов. При этом, по мнению эксперта, раньше российским компаниям было выгодно работать в Белоруссии по давальческим схемам, теперь - нет. Но необходимость давальческих схем была обусловлена еще и тем, что у белорусских НПЗ просто не было денег на покупку нефти для полной загрузки мощностей. "Теперь нефтяники сомневаются в платежеспособности белорусских заводов,- полагает господин Ершов.- А давальцы пока не знают, как будет работать новая схема и какую пошлину на нефтепродукты они будут платить".
Сотрудник одной из нефтекомпаний, поставляющих нефть в Белоруссию, рассказал, что переговоры с властями страны продолжаются. "Александр Лукашенко четко увязывает поставки на заводы и объемы транзита. Ведь дело не только в том, сколько готова прокачать в этом направлении "Транснефть", но и в том, сколько будет стоить прокачка через Белоруссию",- отметил он. И хотя практика двухставочного тарифа на транспортировку нефти до сих пор нигде в мире не применялась, однако в начале этого года белорусские власти показали, что могут вводить самые экзотические налоги - например, транзитную пошлину в размере 45 долл. за прокачку тонны нефти.
Готовясь, вероятно, ко второй серии подобных неординарных мер, А.Лукашенко дал задание правительству страны проработать вопрос поставок нефти из портов Балтики, в частности из Вентспилса. Впрочем, быстро реализовать этот проект не получится. Даже по оценкам самого Минска, организация реверсивного движения по "Дружбе" обойдется в 15-30 млн долл. и займет до 2.5 лет. А А.Ершов считает, что нефть через порт Вентспилс будет неконкурентоспособной по цене и не поможет Белоруссии решить проблему загрузки НПЗ.
Комментарии отключены.