Повтор с уточнением названия китайской компании в 29 абзаце (China Construction Bank (CCB), а не компания CITIC Merchant).
МОСКВА, 8 мая – РИА Новости. Визит лидера КНР Си Цзиньпина в Россию оказался весьма плодотворным: подписано множество документов по углублению сотрудничества в области торговли и экономики, в том числе по газу, однако знаковой стала договоренность о состыковке Евразийского экономического союза и трансевразийского проекта "Экономический пояс Шелкового пути"
Несколько лет назад российское руководство выражало желание создать общее экономическое пространство с объединенной Европой от Лиссабона до Владивостока, однако идея так и не нашла поддержки у европейских лидеров. После резкого ухудшения отношений с Западом в 2014 году из-за присоединения Крыма и конфликта на Украине Россия стала демонстративно разворачиваться на Восток, и Китай на этом направлении стал одним из главных азиатских партнеров.
По итогам встречи с Си Цзиньпином президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что в перспективе речь может идти об общем экономическом пространстве на всем евразийском континенте.
Опрошенные РИА Новости эксперты называют визит лидера КНР в РФ, довольно успешным, однако считают, что о свершившемся повороте РФ на Восток говорить пока рано, поскольку ещё предстоит решить ряд проблем.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОГОВОРЕННОСТЬ
На встрече Путин и Си Цзиньпин подписали совместное заявление об углублении всеобъемлющего партнерства, стратегического взаимодействия и продвижении взаимовыгодного сотрудничества РФ и Китая. Кроме того, лидеры приняли совместное заявление о состыковке Евразийского экономического союза и трансевразийского торгово-инфраструктурного проекта "Экономический пояс Шелкового пути".
Идею строительства нового Шелкового пути, который должен соединить Китай со странами Европы и укрепить сотрудничество с Азией и Африкой, Си Цзиньпин выдвинул еще в 2013 году. Речь идет о создании торгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях. Китай рассчитывает при реализации этой инициативы укрепить политические контакты, создать транспортную сеть от Тихого океана до Балтийского моря, сократить барьеры для торговли и инвестиций, расширить системы расчетов в национальных валютах.
Реализация "Экономического пояса Шелкового пути" предполагает создание до нескольких сотен инфраструктурных проектов: железные дороги, автотрассы, проекты в энергетике и индустриальные парки, строительство которых начнется в ближайшие годы в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Пакистане и других соседних с Китаем странах.
По мнению российского лидера, сотрудничество в рамках ЕАЭС и проекта "Экономический пояс Шелкового пути" может в перспективе привести к формированию общего экономического пространства на всем континенте.
"Именно о возможности сопряжения этих интеграционных моделей говорится в подписанном с председателем Си Цзиньпином совместном заявлении. По сути, речь идет о выходе в перспективе на новый уровень партнерства, подразумевающий общее экономическое пространство на всем евразийском континенте", - считает глава российского государства.
Как отметил глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, Россия и Китай в сентябре могут подписать предметное соглашение о реализации совместного проекта Шелкового пути.
"Мы думаем, что выйдем на более или менее предметные договоренности к сентябрю этого года, когда будем отмечать завершение Второй мировой войны и когда глава нашего государства посетит КНР. Для нас это подходящий формат для того, чтобы в присутствии глав государств подписать соответствующие договоренности", — сказал Дмитриев в интервью телеканалу "Россия 24".
"Мы также рассчитываем, что банк развития Китая, и на этот счет мы с ними ведем активный диалог, подключится к взаимодействию банков развития стран Евразийского экономического союза в плане реализации проекта нового Шелкового пути", — отметил глава ВЭБа.
НОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ РФ С КИТАЕМ
То, что Китай и РФ серьезно нацелены на углубление сотрудничества в области торговли и экономики подтвердило в пятницу и то количество соглашений, которые были заключены между российскими и китайскими компаниями по итогам переговоров в Кремле.
В частности, Газпром" и Китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC подписали соглашение об основных условиях поставок российского газа в Китай по западному маршруту.
Одни из крупнейших российских электроэнергетических компаний - "Россети" и "РусГидро" - подписали соглашения с китайскими партнерами о создании совместных предприятий, которые займутся проектами в электросетевом комплексе, а также в энергетике российского Дальнего Востока.
Российский фонд прямых инвестиций, Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ) и один из крупнейших банков КНР China Construction Bank (CCB) подписали соглашение о создании механизма, который позволит в разы увеличить кредитование компаний РФ китайскими банками.
Сбербанк России" и Государственный банк развития Китая (China Development Bank) заключили соглашение о предоставлении кредитной линии на сумму 6 миллиардов китайских юаней. Также было подписано соглашение между правительствами двух стран о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.
Минтранс РФ, Госкомитет КНР по развитию и реформам и ОАО "РЖД" заключили меморандум о формах сотрудничества и модели финансирования строительства первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Казань.
РАСЧЕТ НА ПЕРСПЕКТИВУ
Договоренности между Россией и КНР о сотрудничестве в состыковке строительства ЕАЭС и "Экономического пояса Шелкового пути" позволят сторонам реализовать крупные стратегические проекты на долгосрочную перспективу, заявил РИА Новости зампредседателя экономического комитета Совфеда Сергей Шатиров.
"Мы давно говорили о том, что наиболее перспективные рынки находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому Россия и озвучила столь нужные для страны, для экономики крупные инфраструктурные проекты", — отметил сенатор.
Он подчеркнул, что в условиях санкций такие проекты крайне важны, так как они являются стимуляторами экономического роста, так, предусматривается реконструкция БАМа и Транссиба. "Безусловно, такие проекты крайне важны и востребованы и будут востребованы на протяжении длительного периода времени", - уверен Шатиров. Он напомнил, что одним из инициаторов сотрудничества в рамках Шелкового пути была компания "РЖД", которая предлагала свой проект по организации скоростного движения с Запада на Восток.
Кроме того, реализация совместных проектов в рамках ЕАЭС и Шелкового пути открывает большие инвестиционные возможности для развития российского и российско-китайского бизнеса, для взаимодействия сторон на всем пространстве Единого экономического союза. "Заключение подобных договоренностей — это замечательный прорыв в плане экономического сотрудничества и реализации стратегических процессов", — сказал Шатиров.
Как заявил РИА Новости первый замглавы комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников, Китай, состыковывая реализацию проектов Шелкового пути и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Россией, будет сам незримо и неформально членом ЕАЭС.
"То, что сделал Китай в отношении осуществления Шелкового пути, это тоже большой, огромный экономический инфраструктурный проект, который проходит по тем же самым странам, которые так или иначе находятся в Евразийском экономическом сотрудничестве. Китай будет априори являться членом этого содружества, не находясь там", - подчеркнул Калашников.
"Осуществляя такого рода проект, он (Китай) будет сам незримо, неформально присутствовать в членах этого сотрудничества. Это большой прорыв, огромный, на самом деле", — добавил парламентарий.
ТРЕНД НА ВОСТОК
Впрочем, опрошенные РИА Новости эксперты настроены не так оптимистично. Руководитель программы "Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе" Московского центра Карнеги Александр Габуев позитивно оценивает итоги визита, но при этом призывает не торопиться делать далеко идущие выводы.
"Один визит поворот совершить не может, и успешность этого визита довольно высокая, если ее измерять на фоне реальности, а не на фоне пропагандистских утверждений, что визит судьбоносный и меняет ход событий. За год повысить российский критический товарооборот с Китаем, будучи сырьевой экономикой, или решить все те проблемы, которые на протяжении многих лет не позволяли Китаю инвестировать в Россию, просто невозможно", — заявил он РИА Новости.
Габуев сказал, что подписанные документы хороши своей направленностью на решение этих ключевых проблем и создание инфраструктуры для масштабных китайских инвестиций.
В этой связи эксперт отметил соглашение между Российским фондом прямых инвестиций и одним из ведущих китайских банкоов China Construction Bank (CCB) по созданию долгового механизма, которое поможет привлекать средства по низкой ставке, снижая риски для китайских инвесторов.
Другим важным документом Габуев назвал рамочное соглашение Внешэкономбанка с Эксимбанком о сотрудничестве по проекту электролитического марганца, который подразумевает предоставление кредита китайским банком размером 3,9 миллиардов китайских юаней на срок до 15 лет. "Это движение к дедолларизации торгового оборота, что тоже позитивно", — заявил он.
Говоря о заявлении глав РФ и КНР о взаимодействии Евразийского союза и "Экономического пояса Шелкового пути", Габуев отметил, что это "реально большой шаг вперед".
"Это действительно прагматичный документ. Россия впервые поняла, что Шелковый путь — это не угроза ее позициям в Центральной Азии, это не угроза инициативе ЕАЭС, оба проекта можно сочетать. …Посмотрим, как это выльется на практике в реальные проекты, но основа заложена неплохая", — заявил эксперт.
Замдиректора Школы региональных и международных исследований ДВФУ Артем Лукин согласен с Габуевым в том, что говорить об окончательном развороте Москвы на Восток пока преждевременно.
"Говорить о том, окончательный этот разворот или нет, несколько преждевременно — по той причине, что около половины торговли России все же приходится на Европу. На долю Китая во внешней торговле Российской Федерации приходится только 10%. Когда доля Китая в торговле (с РФ) будет иметь величину, примерно сопоставимую с ЕС - тогда, наверное, можно говорить о том, что разворот состоялся", — сказал Лукин РИА Новости, добавив, что "это случится явно не в ближайшие годы".
"Если говорить о тренде, конечно же, ответ утвердительный: Россия старается развернуться на Восток, и это соглашение об этом свидетельствует", — отметил он.
Для иллюстрации своего тезиса эксперт напомнил о контракте на закупку четырех дивизионов зенитных ракетных систем С-400 "Триумф", который был заключен между КНР и РФ в сентябре 2014 года. "Динамика, безусловно, положительная. Мы наблюдаем углубление и расширение технического сотрудничества, и сделка по С-400 — еще одно тому подтверждение", - констатировал Лукин.
По мнению политолога, визит лидера КНР в Россию, безусловно, иллюстрируют положительную тенденцию в развитии двусторонних отношений. Тем не менее, как предупредил Лукин, Москве надлежит помнить, что в случае дальнейшей экономической интеграции с Китаем Россия с высокой вероятностью будет выступать в роли "младшего партнера".
"Можно декларировать, что Россия и Китай будут координироваться, однако в чем конкретно будет эта координация - пока не понятно. Если эта координация будет, то возникнет следующая проблема: Китай как экономика гораздо сильнее России, и если мы будем экономически интегрироваться, то Россия, скорее всего, будет в этой связке младшим партнером. Здесь есть определенные вызовы, определенные риски, и не совсем понятно, как мы с ними будем справляться", — подчеркнул эксперт.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.