МОСКВА, 21 апр - РИА Новости/Прайм. Государство должно заняться повышением производительности труда, разработать комплекс мер по поддержке финансового сегмента, сократить госрасходы, простимулировать несырьевой экспорт и ослабить надзор за бизнесом, считают участники "круглого стола" "Отчет правительства 2014. Итоги".
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая 21 апреля в Госдуме с ежегодным отчетом о работе правительства, заявил цель — к 2018 году Россия должна создать фундамент для темпов роста экономики не ниже среднемировых. Такие показатели, по его словам, могут быть достигнуты лишь на основе общественного согласия, скоординированных действий всех ветвей власти и широкого диалога различных политических сил.
По прогнозу МВФ, мировая экономика в 2015 году увеличится на 3,5%, при этом ВВП России сократится на 3,8%. В 2014 году на фоне охлаждения отношений России с Западом и структурных проблем рост экономики РФ замедлился до 0,6%.
В текущем году Минэкономразвития прогнозирует спад ВВП страны на 3%. Но рецессия в текущем году продлится не более трех кварталов, а начиная с четвертого квартала — первого квартала 2016 года может начаться экономический рост, и по итогам 2016 года ожидается увеличение объема экономики на 2,3%, говорил ранее глава МЭР Алексей Улюкаев. В 2017–2018 годах, по расчетам МЭР, экономический рост составит 2,5%.
ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
По мнению председателя комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты РФ Дмитрия Сазонова, чтобы достичь заявленной цели государство должно обратить внимание на производительность труда.
"У нас есть такой параметр как производительность труда. Мы сегодня в четыре раза уступаем по этому параметру любым экономически развитым конкурентам. Это как раз та сфера, в которой мы можем начать делать первые шаги", - заявил Сазанов.
Эксперт обратил внимание на то, что сегодня на уровне государства мониторинг производительности труда не ведется. Не принимаются и меры по повышению заинтересованности предприятий в росте производительности труда.
"Мы за этим параметром не следим. Предприятия никаким образом не замотивированы во введении у себя нормирования деятельности, четкого понимания потерь, издержек как в части производительности персонала, так и в части модернизации оборудования, которое сейчас очень сильно изношено", - пояснил он.
РАЗВИТИЕ КРЕДИТОВАНИЯ
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян полагает, что государство должно принять комплекс мер, который поможет банкам предоставлять бизнесу долгосрочные ресурсы по более низким ставкам.
"Необходимо развитие кредитования. Не искусственное сдерживание, а развитие кредитования в стране. Создание условий, при которых кредитные ставки не административным образом, а рыночным образом опустятся ниже 9% - уровень выше 9% является губительным. Долгосрочность ресурсов важна", - заявил Тосунян.
По его словам, без развития финансового сегмента, который будет способствовать развитию инфраструктуры, экономику страны вытянуть не удастся. "Я согласен с коллегами, что даже если мы выйдем из рецессии и будем ползти с растущим на 1% ВВП, то мы все равно будем бесконечно отставать от остального мира", - добавил он.
СОКРАЩЕНИЕ ГОСРАСХОДОВ И РАЗВИТИЕ НЕСЫРЬЕВОГО ЭКСПОРТА
Первым шагом для достижения поставленных целей должно стать сокращение госрасходов, считает профессор РАНХиГС при президенте РФ Дмитрий Земляков.
"Во-первых, необходимо сократить государственные расходы на 15-20%. Это приведет к тому, что наиболее перегруженные государственными расходами сектора начнут развивать рыночные силы", - считает ученый.
"Во-вторых, объем накоплений в валовом национальном продукте должен составлять не ниже 30%. Сейчас он составляет порядка 19%", - назвал еще один пункт Земляков.
Также, по словам профессора, доля госсектора в ВВП должна составлять не более 40%. В настоящее время она занимает около 60%. Доля же несырьевого экспорта в структуре российского экспорта должна вырасти до 60% (сейчас около 50%).
Земляков призывает отказаться от "ура-патриотических настроений", связанных с замещением импорта. "Мы занимаемся самообманом. У нас только 27% субъектов хозяйственной деятельности ничего не экспортируют, а остальные находятся в отношении с внешним миром либо по поводу сырья, либо по поводу комплектующих, оборудования и так далее. Примерно у 40% субъектов зависимость от импорта носит критический характер", – заявил он.
Ученый считает, что государство должно "ясно понимать, что оно замещает, каким образом, и как Россия по-новому встроится в мировую экономику".
ОСЛАБЛЕНИЕ НАДЗОРА
Бизнес-аналитик Сергей Габестро считает, что необходимо срочно провести реформу надзорных органов с внедрением риск-ориентированного подхода к бизнесу.
"Нужно незамедлительно начать реформу контрольно-надзорных органов. Незамедлительно уйти от плановых и внеплановых проверок в сторону риск-ориентированной политики. В частности, это позволит сократить контрольно-надзорные органы в два раза", - считает Габестро.
"В этом смысле очень хорошую реформу провел Ростехнадзор, который градировал уровни опасности и перестал проводить проверки в тех случаях, когда они не представляют опасности для жизни людей", – отметил аналитик.
ВЫБОР ПАРАДИГМЫ
Определиться с ролью государства в экономике призвал эксперт "Агентства стратегических инициатив" Дмитрий Волков.
"Мы добьемся заявленной цели, если у нас, как об этом и говорили на Госсовете, будет уменьшаться доля государства в экономике, и расти доля малого и среднего бизнеса. Потому что нельзя одновременно жить в парадигме патернализма и либерализма. Нужно определиться – либо туда, либо туда", - подытожил эксперт.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.