ПОВТОР: МНЕНИЕ: Мегасанатор выдавит частный бизнес из банковского сектора РФ - банкиры

МОСКВА, 9 апр - РИА Новости/Прайм. Банкиры разделяют опасения чрезмерного огосударствления банковского сектора при создании государственного мегасанатора. Это может привести к полному вымыванию частного бизнеса из отрасли, а также к снижению эффективности и возвратности госсредств, потраченных на оздоровление проблемных активов, считают опрошенные РИА Новости банкиры.

На прошлой неделе замминистра финансов РФ Алексей Моисеев сообщил, что функции санации банков могут быть переданы дочерней структуре Агентства по страхованию вкладов (АСВ), например, банку "Российский капитал". Эта идея обсуждается, в частности, в Минфине. Сейчас АСВ при финансовом оздоровлении проблемных банков в каждом случае выбирает банк-санатор.

По мнению главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, идея создания единого государственного банка-санатора имеет как преимущества, так и риски, включая дополнительное огосударствление экономики. Среди плюсов - оперативность принятия решений, отсутствие сложных конкурентных процедур и возможность консолидации сразу нескольких банков. ЦБ может завершить обсуждение идеи создания единого банка-санатора уже весной.

УМЕРЩВЛЕНИЕ ЧАСТНОГО СЕКТОРА

Как отметила во вторник глава ЦБ Эльвира Набиуллина, доля контролируемых государством банков в активах банковской системы уже сейчас близка к 60%, и еще один крупный государственный игрок на рынке банковских услуг будет лишним.

"Создание госбанка-санатора приведет к еще большей монополизации отрасли. При этом способность новой структуры обеспечить возвратность госсредств остается под большим вопросом", - считают аналитики Промсвязьбанка.

"На наш взгляд, наиболее правильным с точки зрения обеспечения возвратности госсредств и развития конкурентной среды в отрасли является вариант продолжения санации банков на конкурсной основе с участием частных банков, а также механизм предоставления со стороны ЦБ средств на восстановление платежеспособности проблемных банков на беззалоговой основе на срок до трех лет по рыночным ставкам", - предлагают в Промсвязьбанке.

Председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин, ранее занимавший руководящие посты в Минфине и ЦБ, также отрицательно относится к идее создания подобной госструктуры. "Мегасанатор – это механизм умерщвления фактически всех банков, кроме государственных. Если мы рассматриваем крайности", - заявил он РИА Новости.

На риски тотального перехода банковского сектора под контроль государства указывает и зампред ЦБ Василий Поздышев. "Монополизация финансового оздоровления под эгидой единого, контролируемого государством санатора может за достаточно короткий промежуток времени сконсолидировать оставшуюся в частных руках часть банковского сектора на баланс государственного санатора", - сказал он в среду в интервью телеканалу РБК.

РАЗДЕЛЕНИЕ РИСКОВ

"Логичнее, чтобы санаторами выступали частные банки, а не банки с госучастием. При такой схеме риски равномерно распределяются между частным банком и государством. Какой смысл санировать банк, если все риски останутся у государства? В таком случае можно просто выплатить страховое возмещение вкладчикам, не прикладывая дополнительных усилий", - думает первый вице-президент Бинбанка Александр Лукин.

По мнению президента Юниаструм банка Гагика Закаряна, участие единого органа будет эффективно в первоочередных оперативных мерах при санации банках.

"Это хорошая идея, если будет создана структура, которая будет сначала очищать банк, а потом уже объединять с другими и продавать его. Но только при условии, если она будет работать открыто и честно безо всяких схем. Как временный механизм на конкретный период", - сказал он РИА Новости.

Первый зампред Промсвязьбанка Владимир Яшин согласен с ЦБ в том, что возможность консолидации санируемых активов через мегасанатора является положительным моментом. Однако Яшину больше нравится идея предоставления возможности консолидировать санируемые банки частными инвесторами и выдачи на эти цели льготных кредитов ЦБ. "Российская банковская отрасль должна консолидироваться", - считает он.

Как отметила во вторник Набиуллина, ЦБ прекрасно понимает, что сегодня существует проблема, связанная со сложностью выхода частных акционеров из капитала проблемного банка.

ЦБ, в частности, обсуждает возможность создания механизма "консолидации банковских активов, который будет предусматривать одновременно частные инвестиции в капитал покупаемого или санируемого банка и выделение кредита Банка России на беззалоговой основе тому банку, который решит оздоровить другой банк путем покупки или присоединения".

АЛЬТЕРНАТИВА САНАЦИИ - СОЗДАНИЕ БАНКА ПЛОХИХ ДОЛГОВ

По мнению Вьюгина, для того, чтобы сохранить кредитование, необходимо использовать не механизм санации, а расчищать активы банка через специальный банк плохих долгов.

"Суть проблемы не в санации, а в восстановлении способности банков кредитовать, которые сегодня существенным образом заблокированы. Во всем мире в таких ситуациях прибегают к созданию банка плохих активов, снятия их с балансов банка, что является переложением рисков и на акционеров, и на государство", - указывает банкир.

"Вот это самая первая задача – очистить балансы и дать возможность банкам продолжать кредитование. Санация занимает время, и в этот период банк кредитовать никого не будет. Это будет зомби, которого нужно как-то оздоровить. Снятие плохих долгов через создание банка плохих активов позволяет тут же восстановить кредитную способность банка", - поясняет Вьюгин.

Подобный механизм был успешно реализован в кризис 2008 года в США, отмечает он. "Американская программа выкупа плохих долгов TARP (Troubled Asset Relief Program - ред.) смогла не только вернуть вложенные госсредства, но также заработать", - указывает Вьюгин.

Программа TARP проводилась администрацией Белого дома в 2008–2010 годах. Она предполагала выкуп с рынка облигаций, обеспеченных ипотекой, а также акций наиболее пострадавших от мирового финансового кризиса банков и страховых корпораций. Ее участниками становились такие гиганты, как General Motors, AIG, Citigroup.

"При такой схеме государство рефинансирует предприятие, становится собственником банков, затем банк работает, а из прибыли акционеры покрывает риски и затраты. После стабилизации акционер может выкупить акции, либо государство может продать эти акции на рынке", - обрисовал механизм работы банка плохих долгов Вьюгин.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.