МНЕНИЕ: Транспортный коридор через Грузию может стать мостом между ЕС и ЕАЭС - эксперты

МОСКВА, 11 фев - РИА Новости. Увеличение товарооборота Армении со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) зависит, в том числе, и от наличия транспортной инфраструктуры. А транспортные коридоры через территории Армении и Грузии могут стать своеобразным мостом между экономическими системами ЕАЭС и Евросоюза. Такое мнение выразили эксперты в ходе круглого стола, организованного в МИА "Россия сегодня".

Россия, Белоруссия и Казахстан подписали 29 мая 2014 года в Астане договор о Евразийском экономическом союзе, он вступил в силу с 1 января 2015 года, а 2 января к ЕАЭС присоединилась Армения, в мае ожидается присоединение к объединению Киргизии. Соответствующие документы были подписаны 23 декабря прошлого года.

Однако Армения не имеет общей границы с государствами-членами ЕАЭС, железнодорожное сообщение с РФ возможно только через Грузию и Абхазию. Между тем сквозное движение по абхазскому участку Транскавказской железной дороги было прервано в результате грузино-абхазского вооруженного конфликта 1992-1993 годов. Представители новых властей Грузии, не отказавшиеся от идеи евроинтеграции страны, но при этом взявшие курс на нормализацию отношений с РФ, заявляли, что готовы восстановить железнодорожное сообщение с Россией, которая также не против организовать железнодорожный транзит в направлении Сухум — Тбилиси — Ереван. Открытие абхазского участка является стратегически важным для Еревана, так как это позволит существенно снизить стоимость грузоперевозок.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

"Безусловно, процесс подключения Армении и синхронизации всех правовых норм, таможенно-тарифного регулирования довольно сложный. Чисто организационно не все вопросы решены. Но уже вступили в силу новые таможенные тарифы. Есть надежда, что все чисто технические вопросы будут решены достаточно эффективно", - сказал эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрей Арешев.

Социально-экономическое положение в Армении "довольно сложное", отметил он, и вступление в ЕАЭС призвано привлечь инвестиции в экономику страны.

Однако, уверен эксперт, помимо экономической выгоды Армения должна сфокусироваться и на решении вопросов в сфере безопасности на своих границах. "Вопросы безопасности ощутимым образом присутствуют, и экономику от безопасности отделить сложно", - признает Арешев. По его мнению, с учетом того, что в регионе Нагорного Карабаха "происходит эскалация напряженности, вступление Армении в ЕАЭС, конечно, упрочит Армению и с точки зрения безопасности, и как экономического игрока".

"Успешность этого проекта, экономические преимущества, решение транспортных проблем внутри Евразийского союза и вопросов доставки продукции Армении в ЕАЭС и обратно - всё это может способствовать стабилизации ситуации на Южном Кавказе, и значимость Евразийского проекта вырастает", - согласна с коллегой исполнительный директор политологического центра "Север – Юг" Юлия Якушева.

ГРУЗИЯ КАК МОСТ МЕЖДУ ЕС И ЕАЭС

В свою очередь, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Евсеев прогнозирует, что "для того, чтобы Армения могла развиваться нормально, она должна иметь транспортный коридор". Он отметил, что в настоящее время таким "транспортным коридором является только Грузия, потому что использование транспортного коридора через Иран крайне проблематично". Аналитик добавил, что для того, чтобы Армения могла "реально увеличить товарооборот, важно поставить вопрос о воссоединении железных дорог".

"Принципиальное согласие со стороны Армении достижимо. В принципе возможно и несколько улучшить отношения России и Грузии (Тбилиси разорвал дипотношения в сентябре 2008 года в ответ на признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии - ред.), что отвечает настроениям грузинского общества, которое уже устало от необоснованных ожиданий со стороны Запада. В этих условиях, скорее всего, можно было бы выйти на некоторое улучшение отношений России и Грузии и связать... Россию и Армению через территорию Абхазии и Грузии", - рекомендует Евсеев.

"Если бы в Грузии приняли решение и поставили вопрос о создании некоторого моста между Евразийским экономическим союзом и Евросоюзом, то мы могли бы выйти на принципиально новое решение. Это нужно потому, что если на Южном Кавказе не будет обеспечена стабильность, то возможна не только дестабилизация этих государств. Для того, чтобы ее переломить, нужно выйти на принципиально новые решения создания таких мостов", - сказал аналитик.

"В роли такого моста не может выступить ни Украина, ни Молдавия", - отметил он, и вот "Армения и Грузия - могли бы".

"Если бы удалось договориться между двумя экономическими системами, не идти на полную конфронтацию, а попытаться выстроить отношения на территории Армении и Грузии, мы могли бы выйти на новый уровень отношений между Россией и Западом. Мосты не сожжены, и в принципе это возможно", - добавил завотделом Кавказа Института стран СНГ.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Другие новости

11.02.2015
14:00
Рубль рулит – Символ российской национальной валюты появится на купюрах, посвященных Крыму
11.02.2015
13:54
Депутат партии Порошенко предложил Раде Украины ввести экономические санкции против России
11.02.2015
13:48
Поправки в бюджет РФ на 2015 год должны быть внесены в Госдуму в начале марта - Медведев
11.02.2015
13:45
"НРА" подтверждает рейтинг банка "Адмиралтейский" на уровне "ВВВ" и отзывает его
11.02.2015
13:44
МНЕНИЕ: Транспортный коридор через Грузию может стать мостом между ЕС и ЕАЭС - эксперты
11.02.2015
13:38
Двойные стандарты ряда интернет-компаний вызывают недоумение - депутат
11.02.2015
13:36
Официальный курс евро на четверг вырос на 60 коп, до 74,74 руб - ЦБ РФ
11.02.2015
13:32
Порядка 110 млрд руб необходимо выделить на программу "Стимул" АИЖК - депутат
11.02.2015
13:30
Кемеровский "Энергоподряд" намерен взыскать через суд с УК "Сибирская" 110.364 млн рублей
Комментарии отключены.