Москва, 24 декабря. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Член комитета по бюджету и налогам Госдумы Евгений Федоров разработал поправки в Гражданский кодекс, которые предполагают заморозку обслуживания российского долга перед "странами-агрессорами", то есть Евросоюзом и США. По словам депутата, России следует возобновить выплату долгов перед ними только после того, как будут сняты санкции против РФ.
Как сообщают "Известия", пообщавшиеся с автором проекта, свой законопроект Федоров отправил в правительство. Эксперты говорят, что международный опыт такой заморозки есть — более того, такой преднамеренный дефолт на фоне форс-мажорных обстоятельств может рассматриваться как ответная санкция.
По данным Центробанка на 1 октября 2014 года, общий внешний долг России составляет 678.4 млрд долларов, это минимальный показатель по меньшей мере за полтора года. Из этой суммы госдолг составляет 48.3 млрд долл., банковский — 192 млрд долл., ЦБ — 15.7 млрд долл., на прочие сектора приходится 422.4 млрд долл.
Изменения Федоров предлагает внести в ч. 3 ст. 401 ГК. По ней лицо, нарушившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность — если не докажет, что исполнение стало невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К ним относятся: стихийные природные явления (землетрясения, наводнения, смерчи, обвалы, извержения вулканов, снежные завалы и иные природные катаклизмы); обстоятельства общественной жизни (военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, революции и т.п.); запретительные меры госорганов (запрет перевозок, запрет торговли в порядке международных санкций и т.д.). Федоров предлагает дополнить этот список новым обстоятельством — санкции со стороны международных государств.
Как пояснил изданию парламентарий, США и ЕС, введя санкции, искусственно создали в России обстоятельства непреодолимой силы — сейчас российским компаниям придется отдавать вдвое больше из-за роста курсов валют. Курс рубля к доллару и евро в 2014 году испытал самое мощное падение со времен дефолтного 1998 года — причем, распространено мнение, что обвал рубля 16 декабря был спровоцирован международными валютными спекулянтами. Рубль в этом году просел по отношению к доллару на 81%, к евро — на 61%. Эти показатели отстают только от значений конца прошлого века, когда рубль обесценивался в несколько раз, и перекрывают показатели предыдущего кризиса (2008–2010 годы): тогда доллар взлетал к рублю немногим менее чем на 50%. Курс ЦБ на вторник 23 декабря: доллар — 56.5 рубля, евро — 69.3 рубля.
По мнению Евгения Федорова, возобновить выплату долгов России следует лишь после того, как ЕС и США снимут санкции против нашей страны.
Мнения экспертов разделились.
Профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский считает, что заморозка возврата внешних долгов возможна.
— Так, например, поступали Малайзия и страны Юго-Восточной Азии в период экономических трудностей, решение принималось на уровне правительства, — говорит Портанский. — То есть мы не станем первопроходцами в данном случае. Но отдельного законопроекта по заморозке заимствований не нужно — процесс его принятия может быть долгим. Заморозить внешний долг можно решением правительства: оно может выступить с соответствующими заявлениями, в которых рекомендует корпорациям и компаниям не возвращать внешние долги в течение определенного времени. Понятно, что у кредиторов это решение не вызовет восторга. Но их реакцию можно сгладить, если будут представлены весомые аргументы в пользу такого решения (проблемы с бюджетом, платежным балансом, санкции) и определен реальный срок возврата долгов.
Замдиректора Института нового индустриального развития имени Витте, профессор кафедры ГМУ РЭУ имени Плеханова Константин Андрианов считает, что необходимость заморозки внешних заимствований Россией назрела уже давно.
— На обслуживание и погашение государственного внешнего долга РФ ежегодно тратит около 3.5–4 млрд долларов, — отметил Андрианов.
По мнению члена правления АКГ "Деловой профиль" Армена Даниеляна, замораживание внешнего долга, в частности, перед странами, находящимися в конфронтации с Россией, возможно, но это является крайней мерой экономического воздействия, поэтому его применение может рассматриваться, только когда все другие механизмы уже исчерпаны.
— Последствия замораживания, равно как и последствия дефолта, хотя и смогут на некоторое время ослабить давление на рубль, но они имеют длительный неблагоприятный эффект для экономики страны, — поясняет Даниелян. — Примером из нашей истории может быть дефолт по государственному долгу, который произошел 17 августа 1998 года, тогда международные рейтинговые агентства снизили рейтинг России, что привело к существенному удорожанию внешних заимствований, к распродаже российских активов и бегству капитала. Поэтому, по моему мнению, замораживание долга в текущей ситуации лишь усугубит проблемы российской экономики, которая стремится к независимости в своей экономической политике и равноправию на мировой арене. Сегодня Россия имеет достаточный запас финансовой прочности (совокупные выплаты российского правительства, компаний и банков в 2015 году составят ориентировочно 130 млрд долл.; международные резервы более 400 млрд долл.), который позволит обеспечить своевременность погашения долговых обязательств, даже несмотря на санкции. Кроме того, сформированные в период благоприятной конъюнктуры правительственные резервы позволят обеспечить финансовую поддержку российскому бизнесу в среднесрочной перспективе и не допустить волны корпоративных дефолтов.
Начальник аналитического управления банка "БКФ" Максим Осадчий говорит, что реализация инициативы депутата Федорова представляет опасность для финансовой стабильности России. По мнению аналитика, она способна надолго испортить репутацию нашей страны, закрыть доступ к внешнему финансированию и способствовать еще более глубокой изоляции.
— Возможным следствием ее реализации будет эмбарго на российский экспорт, включая экспорт углеводородов, — считает Осадчий. — Эскалация санкций и контрсанкций — это не выход из ситуации.
Руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев указывает, что банк, который кредитовал предприятие-нерезидента, не должен нести ответственность за национальный политический вектор.
— Долговые обязательства, которые были взяты российскими компаниями, должны быть исполнены в срок, — говорит Деев. — С другой стороны, если поднимать вопрос об активизации в направлении ответных мер, думаю, есть действия, которые мы действительно можем предпринять. К примеру, ограничить международную кооперацию в использовании российских модулей МКС.
Комментарии отключены.