ОБЗОР - Россияне лишатся Gucci, но не останутся без одежды в случае новых ответных мер

МОСКВА, 18 сен - РИА Новости. Возможное введение Россией нового эмбарго в отношении западных стран, о котором говорится на протяжении последних полутора недель и которое может коснуться поставки одежды, не станет проблемой для российских ритейлеров, но лишит потребителей премиальных брендов вроде Gucci, Dolce & Gabbana и других.

Российским производителям одежды инициатива никаких преимуществ и стимулов к росту не придаст из-за неразвитости производства, а также ориентации большинства компаний на азиатский рынок, где и производится большая часть отечественной одежды, считают участники рынка, опрошенные РИА Новости.

Отношения России и Запада ухудшились в связи с ситуацией на Украине. В конце июля ЕС и США ввели санкции против целых секторов российской экономики. В ответ Россия ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. Под запрет попали говядина, свинина, птица, колбасы, рыба, овощи, фрукты, молочная продукция и ряд других продуктов.

В начале сентября Запад провел новую волну санкций, которые ограничили доступ крупнейших российских компаний к европейским рынкам капитала. Ответные меры России, сообщал помощник президента Андрей Белоусов, уже готовы. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев уточнял, что они могут коснуться импорта подержанных автомобилей и товаров легкой промышленности.

Крупным российским одежным ритейлерам известно о такой вероятности. "Последние два-три месяца в правительстве проходят совещания с представителями одежного бизнеса по поводу санкций", - сообщил РИА Новости источник на рынке, отметив, что за это время государство пыталось найти наиболее правильное решение для уменьшения прямого воздействия на российскую экономику.

БЕЗ GUCCI И D&G

По данным ФТС, в 2013 году в РФ было ввезено предметов одежды (трикотажных, текстильных и прочих) на сумму 9,3 миллиарда долларов. При этом почти 46% приходилось на поставки из Китая – 4,259 миллиарда долларов. Следом идут Турция (610,8 миллиона), Белоруссия (571,9 миллиона), Бангладеш (509 миллионов).

Крупнейшим европейским импортером одежды в РФ является Италия, поставляющая продукции на 440,3 миллиона долларов (около 4,7% общих поставок). Заметными поставщиками также являются Германия (135,5 миллиона), Сербия (141,1 миллиона). Поставки одежды из США в 2013 году составили 31,3 миллиона долларов, Канады – 6,9 миллиона долларов.

Данную статистику подтверждают в одной из крупнейших российских компаний в сфере торговли одеждой "Мэлон Фэшн Груп" (МФГ, развивает магазины Befree, Zarina и Love Republic). По их информации, около 80% товаров текстильной и легкой промышленности поставляется из стран Юго-Восточной Азии, и примерно 15-20% - из стран Евросоюза.

Ритейлеры отмечают, что в Европе и Америке производится одежда в основном премиального сегмента. "Они (санкции - ред.) могут быть направлены на luxury сегмент, на то, что не навредит среднему классу в РФ, основному электорату. Народ переживет без Gucci, Dolce & Gabbana и других", - заявил владелец сети Baon Илья Ярошенко.

"Если Россия будет вводить ответные санкции, направленные на ограничение поставок одежды, производящейся в Европе и Америке, то фактически это может коснуться премиального сегмента, - вторит ему владелец сети "Снежная Королева" Вугар Исаев, - Но я не оцениваю высоко вероятность введения таких санкций".

ПРОБЛЕМЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

Участники рынка считают, что возможные санкции на рынке одежды не отразятся на российских компаниях, особенно крупных, которые, в большинстве своем, не сильно зависят от западных рынков.

"Ассоциации российских компаний, как производственных, так и торговых, находятся в тесном контакте с представителями различных государственных ведомств - это позволяет с высокой степенью вероятности избежать ситуаций, когда введение ответных санкций ударит рикошетом по российским компаниям и экономике", - считает Исаев.

Между тем, по его словам, ответные санкции могут отразиться на изменении товарного портфеля в последующие годы, ведь 95% премиальных брендов в России - из стран ЕС и США. "Очевидно, что данный товар на мировом рынке заменить нечем. В то же время большая часть потребителей данной продукции многократно в течение года выезжают в другие страны, где могут с легкостью приобрести данные товары", - отметил владелец "Снежной королевы".

В МФГ отмечают опасность запрета, в первую очередь, для представителей малого и среднего бизнеса - их опыт и финансовые показатели не позволят сохранить свои позиции на рынке. "При этом крупные, стабильные компании наоборот, получают возможность наиболее выгодно представить себя", - добавили в пресс-службе компании.

Владелец Baon Ярошенко выступает против запрета, так как это нарушит нормальную конкуренцию на рынке - покупатель должен иметь выбор, а страна - не превращаться в Северную Корею. "И потом, если из России уйдет Zara, это будет хуже, а не лучше для нас. Потому что есть торговые центры, где Zara - якорный арендатор, соответственно, аренду будут вынуждены распределять на все остальных", - пояснил он.

АЗИЯ В ПРИОРИТЕТЕ

Свою уверенность в безболезненности санкций для большинства компаний сами ритейлеры объясняют тем, что большую часть своей продукции они производят в азиатских странах.

Исаев отметил, что санкции точно не коснутся массовых иностранных сетей, вроде Zara. "Хотя бы по той причине, что большая часть их товаров произведена не в Европе, а в странах Центральной Азии и на Ближнем Востоке", - заявил он.

"Снежная королева", по словам ее владельца, закупает часть европейских брендов напрямую в ЕС. "Физически данный товар может быть произведен в других странах, но к нам поступает по контрактам из Европы", - объяснил он. "Ту небольшую долю, что компании поставляют из западных стран, теоретически можно ввозить напрямую из Китая - просто перенаправить маршруты", - добавил Исаев.

В МФТ считают, что некоторые европейские производители в случае введения эмбарго также смогут перенести свое производство в азиатские стране. При этом на саму компанию возможный запрет на импорт одежды из Европы и США никак не повлияет, поскольку все производство находится в Азии - Китае, Индии и Бангладеш.

Baon шьет свою продукцию в Узбекистане, Вьетнаме и Корее.

Российский производитель женской одежды, обуви и аксессуаров "Кира Пластинина Стиль" производит в России лишь около 15% своей продукции под основным брендом Kira Plastinina, остальное - в Китае, сообщил генеральный директор компании Ян Хеере. "Мы производим часть одежды в Китае, часть – в России. Поэтому не видим особого влияния на нас из-за санкций Запада", - отметил он.

НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ

Возможное введение эмбарго на западную одежду могло бы стать стимулом для развития отечественной отрасли легкой промышленности. Однако в МФГ отмечают, что на данный момент доля конкурентоспособных материалов и изделий, выпускаемых отечественными производителями, крайне мала.

"Так, сегодня около 40% импортной продукции от объема российского рынка текстильных и швейных изделий не имеют конкурентоспособных российских аналогов", - добавили в компании.

"Я бы с удовольствием закупал больше в России, но мы не можем довести долю до значимого процента, так как у нас не развито производство", - отметил Ярошенко, уточнив, что в России компания закупает до 10% своей продукции.

"Возможности могут быть только там, где у нас есть достаточное собственное производство, где есть возможности расширения. При этом, естественно, во внимание принимаются потребности населения страны, которое привыкло к определенной доступности одежды", - уточнил Исаев.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.