ОБЗОР – Месяц под эмбарго: РФ встраивается в новую продуктовую реальность

МОСКВА, 5 сен – РИА Новости. Первый месяц, прошедший после введения Россией продовольственного эмбарго из ряда западных стран, запомнился ростом цен на продукты. Однако паника в магазинах не наблюдалась, а торговые сети и рестораны вовсю работают над замещением запрещенных товаров и ищут новых поставщиков.

Россия с 8 августа на год ограничила импорт ряда товаров из стран, которые ввели санкции в отношении Москвы: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. В список попали говядина, свинина, овощи, фрукты, птица, сыры и молочная продукция, орехи. Впрочем, позднее из списка были исключены товары, которые по той или иной причине России трудно заместить.

«В этом году нетипичный август с точки зрения динамики цен, не получилось традиционной продовольственной дефляции. Результатом встречных санкций стал пересмотр Минэкономразвития прогноза по инфляции в 2014 году до 7,2% с 6%», - считает советник Института современного развития Никита Масленников.

ИНФЛЯЦИЯ РАЗОГНАЛАСЬ

По данным Росстата, инфляция в России в августе в годовом выражении ускорилась до 7,6% после 7,5% в июле, с начала года набрала 5,6%. Традиционно в августе инфляция замедляется на фоне сезонного снижения цен на фрукты и овощи.

В этом году в августе действительно наблюдалось снижение цен на плодоовощную продукцию, но при этом подорожало мясо. Существенно – почти на 5% - выросли цены на окорочка и курицу, рыба подорожала на 3%, зафиксировал Росстат.

Вводя эмбарго, власти обещали не допустить роста цен и предотвратить все попытки спекулятивных заработков на ситуации. За последние две недели в Федеральную антимонопольную службу поступило более 1200 жалоб о завышении цен на продовольствие, при этом больше всего дорожают мясо птицы, лимоны и молочные продукты.

В ближайшее время ФАС планирует провести контрольные мероприятия по итогам анализа информации с «горячей линии».

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА ПОСТАВКИ

Торговым сетям РФ пришлось потрудиться в последний летний месяц, чтобы найти новых поставщиков. Сейчас они не видят больших проблем с заполнением полок, хотя и признают, что часть товаров заместить нельзя, и ассортимент магазинов неизбежно сократится.

Генеральный директор ритейлера «Лента» Ян Дюннинг рассказал РИА Новости, что компания провела большую работу по замещению товаров, подпавших под запрет, и сегодня значительно больше закупает продукции в России. Кроме того, активизировалась работа с поставщиками из стран, которых не коснулось эмбарго.

«В части замещения молока и мяса большую ставку мы делаем на Белоруссию. Что касается рыбы, то мы нашли качественных поставщиков в Мурманске, а на этой неделе получаем первую партию лосося из Чили. В целом, мы не видим существенных проблем с заполнением полок», - сказал Дюннинг.

Однако отдельные категории товаров, например, французские и голландские сыры, а также экзотические фрукты, будет нечем заменить из-за их географической привязки. Генеральный директор "О'Кей групп" Тони Махер признает, что в связи с этим ассортимент магазинов будет несколько уменьшен.

Дюннинг из «Ленты» добавил, что в целом запрет на импорт стал поводом свежим взглядом посмотреть на привычные цепочки поставок.

«Сегодняшняя ситуация заставляет нас быть креативными, искать новые возможности и открывать новые рынки. Это очень хорошо для ритейла в целом, потому что когда ситуация нормализуется, у нас и у покупателей будет существенно больший выбор», - полагает он.

ПОКУПАТЕЛЬ ИДЕТ ЗА ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Продовольственное эмбарго не отразилось на продажах торговых сетей в августе, при этом россияне не покупают «запретные плоды» впрок, заявили участники рынка.

"Обновленный ассортимент не будет идентичен прежнему, заменить 100% выпавших позиций на аналогичные невозможно, и, вероятнее всего, спрос просто перераспределится в сторону иных вкусов в рамках категорий", - уверена директор по внешним связям торговой сети «Дикси» Екатерина Куманина.

C ней согласен и гендиректор «Ленты». «Мы не видим каких-либо тенденций к тому, что покупатель начинает приобретать запрещенные товары про запас. Это говорит о том, что покупатель, вслед за замещением отдельных товаров, меняет свои потребительские привычки, пробуя и переориентируясь на новые продукты», - уверен Дюннинг.

ОДИН МЕСЯЦ – НЕ ПОКАЗАТЕЛЬ

Поставщики и рестораны также сумели быстро переориентироваться, однако ввозить продукцию из Европы было гораздо удобнее, чем из Африки, Азии и Южной Америки, признают они.

"На самом деле этот месяц нельзя считать показательным, так как на складах еще сохранились продукты. За последний месяц какого-либо снижения потока клиентов в ресторанах и кафе не видно. Та часть россиян, которая ходила в заведения, продолжает ходить", - отмечает президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. При этом он констатирует, что шеф-поварам ресторанов все-таки приходится переделывать меню, что-то убирать.

"Естественно, часть продуктов с рынка ушла, в основном то, что с маленьким сроком хранения, например, сыры моцарелла и буррата. Но мы стали искать аналогичную продукцию в России, сделали заказы в Аргентине», - рассказал Бухаров РИА Новости.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Другие новости

Комментарии отключены.