МОСКВА, 6 авг - РИА Новости. Правительство России приняло решение продлить на 2015 год мораторий на формирование накопительной части пенсий, заявил федеральный министр труда и соцзащиты Максим Топилин. Пенсионные взносы будут, как и в 2014 году, целиком направлены в распределительную пенсионную систему.
Ниже приводится справочная информация о российской системе обязательного соцстрахования.
Российская система обязательного социального страхования состоит из трех блоков: страхование по временной нетрудоспособности (в основном из-за болезни или рождения ребенка), страхование по стойкой нетрудоспособности (пенсионное) и медицинское страхование. Две первые страховки компенсируют утраченный заработок, третья – расходы на лечение. Кроме того, существуют системы добровольного социального страхования.
Страховые выплаты назначаются, когда наступает страховой случай (например болезнь или старость), и финансируются из специальных фондов: пенсионного фонда, фонда соцстрахования или фонда обязательного медицинского страхования. Фонды в свою очередь формируются за счет страховых взносов и бюджетных трансфертов. Медицинскому страхованию подлежат все россияне, пенсионному и социальному – в основном работающие.
Бюджет Пенсионного фонда России в 2014 году составил 6,29 триллиона рублей (8,6% ВВП) (в том числе 2,45 триллиона из федерального бюджета, 3,3% ВВП), бюджет ФСС – 565 миллиардов рублей (0,8% ВВП) и бюджет Федерального фонда ОМС – 1,24 триллиона рублей (1,7% ВВП).
Председатель правления Пенсионного фонда России – Антон Дроздов (с 2008), председатель ФСС – Андрей Кигим (с 2013), председатель ФОМС – Надежда Стадченко (с 2012).
Пенсионный фонд и Фонд соцстрахования имеют централизованную структуру, система ОМС опирается на созданные в каждом регионе территориальные фонды.
Основополагающий закон – «Об основах обязательного социального страхования» (1999).
ПРОБЛЕМА ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ И ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ
Пенсионное страхование предполагает создание особого фонда на случай нетрудоспособности (из-за старости или инвалидности). Этот фонд формируется за счет регулярных взносов и тратится в форме регулярных выплат (пенсии).
Существуют два основных подхода к пенсионному страхованию: распределительный и накопительный. Распределительная (солидарная) пенсионная система предполагает, что работающее поколение делает взносы в пенсионный фонд, который сразу же распределяется между неработающими – такая система основана на идее солидарности поколений. Накопительная система фактически представляет собой самострахование, когда каждый работающий человек откладывает деньги на собственный пенсионный счет, которым он сам будет пользоваться, когда потеряет трудоспособность. Эти два подхода также называют «системой заложенных выплат» (распределительная, когда размер пенсии заранее известен и рассчитывается по определенной формуле) и «системой заложенных взносов» (накопительная, когда известен размер регулярных взносов, но итоговая пенсия может быть совершенно разной – например в зависимости от успешности инвестирования).
В большинстве стран мира используется смешанная система, комбинирующая элементы распределительной и накопительной – например в России и Германии.
Исторически нетрудоспособные люди (пожилые или инвалиды) находились на попечении у своих семей, а в состоятельных родах – жили за счет доходов от своего имущества, но после индустриализации экономическая роль родственных связей сильно снизилась, а доходы многих людей резко сократились (XIX век). Тогда для работающих были созданы корпоративные и государственные пенсионные схемы, основанные на солидарном принципе. Число работающих (и сумма взносов) было велико, а число пенсионеров (и сумма выплат) – небольшим. Однако увеличение продолжительности жизни (и суммы выплат) и сокращение числа работающих (и суммы взносов) из-за спада рождаемости во 2-й половине XX века резко снизили эффективность распределительной системы. Так, в России доля пенсионеров выросла с примерно 10% населения в 1959 году до 23% в 2012-м.
Когда в пенсионном фонде не хватает денег, есть несколько вариантов решения проблемы: увеличение взносов, уменьшение пенсий, повышение пенсионного возраста (застрахованные платят взносы дольше, а получают пенсию меньше), отмена имеющихся льгот и переход к накопительной системе. Эти меры как правило непопулярны в обществе и наталкиваются на сильное сопротивление, особенно в странах с большим числом пенсионеров или тех, кто скоро ими станет – то есть в большинстве развитых стран.
Переход на накопительную систему – особенно сложная мера, поскольку предполагает двойную нагрузку на работающих в переходный период: они одновременно платят взносы на содержание нынешних пенсионеров (по старой схеме) и на создание собственной пенсии (по новой). Государство может взять содержание пенсионеров на себя – однако за счет налогов, то есть частично тех же работающих людей. Кроме того, накопительная система подвержена инфляции (если в распределительной системе деньги тратятся сразу, то в накопительной – через определенное время, и могут обесцениться) и инвестиционному риску (если деньги будут вложены в неудачный проект с низкой доходностью).
СОВЕТСКАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА (ДО 2002)
Советская пенсионная система в основном сформировалась к середине XX века и с небольшими изменениями продолжала действовать в России, до реформы 2002 года.
В Советском союзе существовали три пенсии: по старости, по инвалидности и по потере кормильца. Пенсия по старости назначалась при достижении определенного возраста (60 лет для мужчин и 55 для женщин) и стажа (25 и 20 лет соответственно), а если стаж был меньше – сокращалась и пенсия. Пенсия по инвалидности назначалась при инвалидности (I группа – если полностью нетрудоспособен и нуждается в постоянном уходе, II – в постоянном уходе не нуждается, III – частично нетрудоспособен).
Советская пенсионная система была уравнительной: пенсии рассчитывались по приблизительным параметрам (стаж и примерная зарплата) и выплачивались в определенных пределах (минимальная составляла 50 рублей и максимальная 120 рублей). Кроме того, размер пенсии определялся, исходя из зарплаты только за предпенсионные годы – так что люди могли за несколько лет до пенсии устроиться на работу с высокой зарплатой и получать более высокую пенсию. Таким образом пенсия были примерно равной у работавших много и мало, у получавших высокую зарплату и низкую – более эффективные и успешные советские граждане фактически недополучали пенсию, а менее продуктивные получали больше, чем заработали.
В рамках государственной системы перераспределения также существовало множество пенсионных льгот – для различных профессиональных (шахтеры, лесозаготовщики, работники системы транспорта, силовики), медицинских (слепые, лилипуты), социальных (многодетные родители и родители инвалидов, работники Крайнего севера) групп. Льготы предоставлялись в виде сниженного пенсионного возраста, льготных требований к стажу (либо досрочная пенсия по старости, либо пенсия «за выслугу лет» при наличии стажа в 20-25 лет по определенной профессии) или в виде прямых доплат. Кроме того, существовали меры поддержки героев, отличившихся спортсменов и космонавтов – персональные пенсии. Для наименее обеспеченных людей в 1990 были введены специальные «социальные пенсии».
Российская пенсионная система в первые несколько лет оставалась той же, что и в советские годы. Лишь несколько изменялся набор льгот, в частности появились надбавки для ветеранов Великой Отечественной войны и для жертв политических репрессий.
Назначением и выплатой пенсий в Советском союзе и поначалу в России занимались специальные местные комиссии и отделы социального обеспечения (собесы).
Пенсионные взносы почти всю советскую историю направлялись напрямую в союзный бюджет и выплачивались напрямую из союзного бюджета. Только пенсии колхозникам платились отдельно – из специального фонда соцобеспечения колхозников. В 1990 пенсионные статьи бюджета были выделены в отдельный Пенсионный фонд СССР, который стал также обслуживать колхозников. Правда, уже через несколько месяцев его сменил Пенсионный фонд РСФСР.
После либерализации в России стали действовать рыночные механизмы ценообразования, в том числе инфляция. Поэтому была введена индексация пенсий (1990).
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2002. ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ УЧЕТ
В 1990-х прежняя пенсионная система столкнулась со значительными сложностями: выплаты росли (стало больше пожилых людей, многие выходили на пенсию досрочно или получали льготы), а доходы фонда сокращались (снижалось число работающих и их доходы, многие из них получали «зарплаты в конвертах» и не платили взносов). В сложных экономических условиях 1990-х сокращались также доходы госбюджета, которому становилось сложнее финансировать дефицит Пенсионного фонда.
Запущенная в 2002 пенсионная реформа была призвана сделать пенсионную систему самодостаточной и возложить на самих россиян ответственность за размер их пенсий. Главным изменением стало развитие подхода «каждый сам отвечает за свое будущее» вместо системы « успешные поддерживают менее успешных».
Базовыми нормативными актами стали федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании», «О трудовых пенсиях», «О государственном пенсионном обеспечении», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии» и принятый чуть раньше закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования» (1997).
Во-первых, пенсия стала рассчитываться исходя из взносов конкретного человека в Пенсионный фонд, а не приблизительных показателей. В 1997 был введен персонифицированный учет «пенсионных прав» на индивидуальном счете (так называемого «расчетного пенсионного капитала»). Речь шла не о деньгах, а о правах – поскольку поступавшие пенсионные взносы по-прежнему не накапливались на счету, а шли на выплаты нынешним пенсионерам.
Хотя объем пенсионных прав теперь зависел от суммы уплаченных взносов, осталось минимальное требование к стажу (5 лет). Кроме того, сохранились некоторые льготы при начислении стажа: пенсионные права в ряде случаев начислялись, несмотря на то что взносов не было (например военная служба, уход за детьми до 1,5 лет (общей сложностью 3 года, а с 2014 года – 4,5 года) или за инвалидом I группы – так называемые «социально значимые периоды»).
По мере того как растут цены, власти индексируют пенсии – каждый раз когда инфляция превышает 6% в квартал, полугодие или год (даты индексации - 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября). Если зарплаты растут быстрее, чем индексируется пенсия – 1 апреля проводится дополнительная пенсионная индексация, если Пенсионный фонд может себе ее позволить. В последние годы инфляция в России колеблется в районе 6% в год – поэтому индексация пенсий проводится лишь дважды в год: 1 февраля (по инфляции) и 1 апреля (по росту доходов Пенсионного фонда).
При этом государство гарантирует, что пенсия не будет ниже определенного минимума («базовая часть», с 1 апреля 2014 года составляет 3,9 тысячи рублей). Регионы делают пенсионерам социальные доплаты, чтобы общий размер пенсии был не ниже регионального прожиточного минимума.
При переходе на новую систему пенсионные права тех, кто работал в условиях старой, были «конвертированы». В 2010 конвертированные пенсионные права были дополнительно увеличены на 10% и еще на 1% за каждый год советского стажа («валоризация»).
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2002. НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Во-вторых, власти начали постепенно внедрять накопительную систему (в пенсию по старости). Таким образом, пенсия стала включать две части: распределительную (на основании пенсионных прав) и накопительную (собственные накопления гражданина и доходы от их инвестирования). Индексируется только распределительная часть.
Накопления хранятся в отдельной части пенсионного счета в Пенсионном фонде России и инвестируются государственной управляющей компаний (сейчас это Внешэкономбанк). Россияне также получили возможность самостоятельно управлять своими пенсионными накоплениями, выбирая вместо государственной одну из частных управляющих компаний, или вообще переводя накопления в негосударственный пенсионный фонд. Работу управляющих компаний контролирует специализированный депозитарий.
В начале 2014 года в российской пенсионной системе действовали около 400 управляющих компаний и около 120 негосударственных пенсионных фондов (из них 90 допущены к участию в обязательном страховании). Еще 120 негосударственных пенсионных фондов лишились лицензии (30 не стали получать лицензии по заработавшим после реформы 2002 новым правилам, около 10 сдали свои лицензии и около 80 лишились их за нарушения).
Наибольший объем накоплений сосредоточен в негосударственных фондах «Лукойл-Гарант» (140 миллиардов рублей, 13% всех накоплений в НПФ, 2013), «Благосостояние» (создано при участии РЖД, 113 миллиардов, 10%), фонд Сбербанка (72 миллиарда, 7%), фонд электроэнергетики (основан РАО ЭЕС, 68 миллиардов, 6%), фонд ВТБ (66 миллиардов, 6%), РГС (фонд Росгосстраха, 64 миллиарда, 6%), КИТ-Финанс (63 миллиарда, 6%) и Газфонд (создан Газпромом, 62 миллиарда, 6%). На эти восемь фондов приходится 60% общего объема переведенных в НПФ накоплений.
Инвестирование накоплений в 2013 году принесло в среднем доход в 5%. Около 30 фондов показали нулевую доходность по накоплениям, два фонда ушли в минус, в остальных инвестированные накопления принесли от 1,5% до 13%. Доходность в крупнейших восьми фондах – от 6,2% до 8,9%.
Инвестировать пенсионные накопления фонды могут в федеральные и региональные государственные ценные бумаги, облигации и акции российских эмитентов, в аналогичные иностранные обязательства (через индексные инвестфонды), а также в ипотечные ценные бумаги, денежные средства на счетах в кредитных организациях, рублевые (с 2009 и валютные) депозиты и с (2009) ценные бумаги международных фининститутов.
Сначала накопительную часть создали для всех россиян, которым до пенсии оставалось более 10 лет (мужчины 1952 года и женщины 1956 года рождения и моложе). Но с 2005 года делать пенсионные накопления могут только граждане 1967 года рождения и моложе.
Таким образом, пенсия стала включать две части: страховую / распределительную (на основании пенсионных прав) и накопительную (собственные накопления и доходы от их инвестирования).
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2002. ВЗНОСЫ И ВЫПЛАТЫ
Размер взноса в Пенсионный фонд с момента его введения (1990) варьировался в пределах от 20% до 31,6%, но применялись многочисленные льготные режимы, например для самозанятых (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов), для сельхозпредприятий, для технологических компаний или для СМИ. В 2001 году взносы в три внебюджетных фонда были заменены на «единый социальный налог», однако в 2010 году он вновь уступил место трем раздельным взносам.
Взнос в 2002 году полагалось платить только с доходов до 415 тысяч рублей в год, но этот предел постепенно повышается и с 2014 года составляет 624 тысячи рублей.
С 2012 года основная ставка составляет 22%, в том числе 6% солидарная часть, 10% страховая часть и 6% накопительная часть.
Страховая часть сначала целиком шла на формирование пенсионных прав, но в 2010 году 6% зарплаты стали называться «солидарной частью» и при начислении пенсионных прав не учитывалась. Эти деньги идут на выплату базовой части нынешним пенсионерам.
Накопительная часть вводилась постепенно: сначала на нее направлялись от 2% до 3% зарплаты, а с 2007 года – 6%.
Чтобы стимулировать россиян к созданию пенсионных накоплений, власти в 2008 году запустили программу государственного софинансирования добровольных взносов. Государство обязалось в течение 10 лет софинансировать дополнительные взносы – до 12.000 рублей за год, а для тех кто решил выйти на пенсию позже 55/60 лет – до 48.000 рублей в год. Вступить в программу можно было в течение 5 лет (до 1 октября 2013), в ней приняли участие 16 миллионов россиян.
Выплата пенсии проводится каждый месяц до смерти. Можно получать только одну из возможных пенсий (например либо по старости, либо по инвалидности) – за редкими исключениями.
При расчете ежемесячной выплаты Пенсионный фонд исходит из среднего «срока дожития» (разница между средней продолжительностью жизни и пенсионным возрастом) – 19 лет. По данным Росстата, мужчины в среднем проживают после выхода на пенсию около 15 лет (2012, по сравнению с 12 годами в 2005), а женщины – 25 лет (по сравнению с 23). Таким образом сумма пенсионных прав и средств на накопительном счете делится на 228 месяцев – и получается ежемесячная пенсия.
Пенсионные накопления также можно забрать за укороченный срок («срочная выплата») – когда выплата накоплений происходит не за 19, а быстрее (минимум за 10 лет), а значит ежемесячные выплаты выше. Если россиянин не имеет права на страховую пенсию (например из-за отсутствия минимального стажа), но делал накопления – он может получить их в виде «единовременной выплаты». Обе эти выплаты были введены в 2012 году.
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2002. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ЛЬГОТНЫЕ ПЕНСИИ
Пенсии тех, кто находился на обеспечении у государства, были преобразованы в отдельный сектор государственных пенсий (остальные пенсии стали называться «трудовыми»). Государственные пенсии (в основном «по выслуге лет») стали получать федеральные чиновники, сотрудники силовых структур, космонавты, а также ветераны-инвалиды и жертвы Чернобыля. В госсекторе также остались социальные пенсии для тех, у кого нет права на трудовую – например если не хватает стажа.
Было отменено множество льгот. Остались медицинские (лилипутам, слепым) и социальные (многодетные родители, родители инвалидов, работники Крайнего севера). Предполагалось также отменить многочисленные профессиональные льготы, но Конституционный суд решил, что пока не смену им не придут профессиональные пенсионные системы (специальные системы для отдельных предприятий или отраслей), такие льготы должны сохраниться. Таким образом до сих пор действуют льготное исчисление стажа (досрочные пенсии), сниженный пенсионный возраст или назначение пенсии за выслугу лет для занятых на тяжелых работах, для работников сферы транспорта, учителей, сельских врачей и артистов.
Почти треть российских пенсионеров вышли на пенсию досрочно (2013).
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2002. ИТОГИ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ
Реформа 2002 позволила за 10 лет повысить среднюю пенсию почти в 3 раза в реальном выражении (с учетом инфляции) – до 9,7 тысячи рублей. Пенсия стала почти в 2 раза превышать прожиточный минимум (в 2002 году прожиточный минимум и пенсия были примерно равны). Но отношение пенсии к средней зарплате за первые 5 лет (2002-2007) упало с 34% до 25%, и вернулось на прежний уровень (37% в 2012 году) за счет специальных мер – валоризации и повышения базовой части пенсии.
Хотя властям удалось обеспечить социально приемлемый уровень пенсий, в долгосрочном плане пенсионная система осталась неустойчивой, а бюджет Пенсионного фонда – несбалансированным. По мнению федерального правительства, пенсионной системе грозит снижение соотношения средней пенсии и средней зарплаты.
В Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года (принята в 2012) этот дисбаланс объяснили слишком низкими доходами и слишком высокими расходами – из-за снижения численности работающих и повышения числа пенсионеров, из-за невысоких зарплат и как следствие низких страховых взносов, из-за большого объема теневой занятости и «зарплат в конвертах», из-за неэффективной системы накопительных пенсий (зачастую накопления не приносят прибыль, а обесцениваются – за счет низкодоходного вложения, высокой инфляции и высоких инвестиционных рисков), из-за проблемы досрочных пенсий (повышенная пенсия при сниженном пенсионном возрасте) и из-за несбалансированного пенсионного тарифа для самозанятых (стандартная пенсия при пониженных взносах). Проблема самозанятых и «досрочников» в том, что их пенсии фактически финансируются за счет остальных работников, тем самым снижая пенсии большинства. Кроме того, досрочные пенсии – компенсация за сложные условия труда, отвечать за которые должен работодатель, а не работники безвредных производств.
Было решено обеспечить сбалансированность формируемых пенсионных прав и источников их финансирования (прежде всего повысив сумму взносов, увеличив минимальный обязательный стаж и стимулируя отложенный выход на пенсию), повысить надежность и эффективность накопительной пенсии, создать новые возможности для среднего класса (добровольные, корпоративные и частные пенсионные системы, где люди с более высоким доходом могли бы самостоятельно создавать пенсии), реформировать досрочные пенсии (переложить на работодателей бремя компенсации за сложные условия труда – ввести для них дополнительный пенсионный взнос или заменить досрочные пенсии корпоративными пенсионными системами) и повысить пенсионные взносы для самозанятых.
Чтобы повысить устойчивость накопительной системы, предполагается усилить регулирование и контроль за управляющими компаниями и негосударственными пенсионными фондами, а также расширить возможности для инвестирования накоплений.
Все это должно повысить среднюю трудовую пенсию до 2,5 – 3 прожиточных минимумов и до 40% от утраченной зарплаты, а среднему классу позволить создавать себе достойный уровень пенсий за счет негосударственных пенсионных систем.
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2015. НОВАЯ ПЕНСИОННАЯ ФОРМУЛА
Новая пенсионная формула, которая начнет действовать с 2015 года, предполагает перевод распределительной системы на принцип накопительной «системы заложенных взносов». Если раньше размер пенсии можно было рассчитать исходя из зарплаты, стажа и нескольких других параметров, то теперь размер пенсии для каждой волны вышедших на пенсию рассчитывается в момент выхода на пенсию.
Правовую основу новой системы составили федеральные законы «О страховых пенсиях» и «О накопительных пенсиях», заменившие закон о трудовых пенсиях. Прежде единая трудовая пенсия из страховой и накопительной частей была разделена на две отдельные, а гарантированный пенсионный минимум («базовый размер») был переименован в «фиксированную выплату».
Взнос в Пенсионный фонд остался на уровне 22%, из которых 6% по-прежнему составляет «солидарная часть» (на финансирование «фиксированных выплат»), 6% по желанию застрахованного могут идти на накопительную пенсию, а остальные 10% (или 16% в случае отказа от накопительной части) - на формирование пенсионных прав для страховой пенсии. Накопительная часть стала назначаться только по заявлению, но россияне такие заявления почти не пишут («молчуны»), так что для большинства фактически повышен взнос в распределительную систему.
Механизм расчета страховой пенсии был полностью изменен. Раньше на пенсионных счетах накапливались пенсионные права (расчетный капитал) в условных рублях. Теперь будут накапливаться специальные пенсионные баллы (коэффициенты). Уже накопленный расчетный капитал в 2014 году был конвертирован в пенсионные баллы.
Наличие достаточного числа пенсионных баллов стало третьим обязательным условием для выплаты пенсии. В 2015 году это 6,6 баллов – а к 2025 году обязательный минимум будет повышен до 30 баллов. Хотя для тех, кто начал работать в 2015 году и не застал прежнюю пенсионную систему, пенсия сразу будет назначаться при минимуме в 30 баллов.
Пенсионные баллы рассчитываются как отношение начисленных за год пенсионных взносов к максимально возможным взносам, дополнительно умноженное на специальный «годовой» коэффициент. Максимальный взнос – это взнос по максимальной ставке (16%) с максимального облагаемого взносами дохода (624 тысячи рублей в год, к 2012 году вырастет до 1 миллиона). «Годовой» коэффициент в 2015 году будет установлен в размере 7,39 и к 2021 году вырастет до 10. То есть при средней российской зарплате (около 360 тысяч рублей в год) можно за год заработать около 6 пенсионных баллов.
Будет постепенно повышаться минимальный стаж, необходимый для начисления пенсии. К 2024 году он должен достичь 15 лет (вместо нынешних 5). Те, кому не хватит стажа, будут получать социальную пенсию – но для нее пенсионный возраст повышен до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.
Сохраняется начисление пенсионных прав за «социально значимые периоды»: от 1,8 балла за год военной службы или уход за первым ребенком до 5,4 балла за год ухода за третьим или четвертым ребенком.
Кроме того, расширены стимулы для более позднего выхода на пенсию. Тем кто отложит выход на пенсию на 10 лет – она будет увеличена более чем вдвое, за 5 лет отсрочки – почти в полтора раза.
Страховая пенсия будет состоять из фиксированной выплаты и основной части - пенсионных баллов, умноженных на стоимость одного балла в рублях на день выхода на пенсию («стоимость года»). Эту «стоимость года» будет определять федеральное правительство, а затем она будет индексироваться дважды в год: 1 февраля в зависимости от инфляции и 1 апреля в зависимости от роста доходов Пенсионного фонда.
Для работодателей «досрочников» был введен дополнительный тариф, постепенно возрастающий с 4% для вредных условий труда и 2% для большинства остальных «досрочников» в 2013 году – до 9% и 6% с 2015 года. При этом работодатели могут перейти на альтернативную шкалу от 8% при опасных условиях труда до 0% при оптимальных, если пройдут «специальную оценку условий труда». По-прежнему обсуждается вопрос отмены досрочных пенсий, если на смену им придут корпоративные пенсионные системы.
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2015. НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
С 2015 года обязательная накопительная часть пенсии отменяется, и по умолчанию все пенсии становятся страховыми (распределительными). Взносы в накопительную часть (в размере 6% зарплаты) смогут делать только те, кто подаст соответствующее заявление. Подать такое заявление россияне 1967 года рождения и моложе могут до 1 января 2016 года, а те кто только начнут платить взносы – смогут определиться в течение пяти лет.
У решивших делать пенсионные накопления будет соответственно ниже взнос на страховую пенсию (10%). Кроме того, для них установлена пониженная «стоимость года», так что они будут накапливать пенсионные баллы примерно в 2,5 раза медленнее.
Поскольку многие негосударственные пенсионные фонды не в состоянии инвестировать пенсионные накопления так, чтобы обеспечить их реальный рост – в 2014 году была создана система обязательного страхования накоплений, которая защищает их от обесценивания. Для этого НПФ направляют специальные взносы в Агентство по страхованию банковских вкладов, которое создает из них Фонд гарантирования пенсионных накоплений. Предполагается, что в случае неудачного инвестирования на счету гарантированно останутся сделанные ранее взносы. Участие в этой системе обязательно для пенсионных фондов, которые кроме того должны стать акционерными обществами и получить заключение Банка России о соответствии новым правилам. Кроме того, усилен госконтроль за негосударственными пенсионными фондами.
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
Базовые законы – «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998), «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством» (2006) и «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995).
На случай временной нетрудоспособности россиян предусмотрены выплаты из Фонда социального страхования. Это страхование распространяется на всех работающих по трудовому договору и на работающих осужденных. Основные страховые случаи: утрата заработка из-за заболевания или травмы, утрата заработка из-за беременности, родов и ухода за ребенком и расходы на погребение.
Большинство этих пособий были введены сразу после революции 1917 года, при этом управляли ими профсоюзы. На средства соцстрахования в Советском союзе было развернуто широкое строительство пансионатов и санаториев. В 1991 был создан отдельный Фонд социального страхования России.
Страховка в случае производственной травмы или профессионального заболевания выплачивается в виде пособия (как компенсация временно утраченного заработка – от 60% до 100% в зависимости от стажа, но не более определенного месячного максимума – 250 тысяч рублей в 2014 году), а также покрывает лечение, реабилитацию в санаториях или на курортах и проезд туда и обратно, лекарства, протезы, посторонний уход и дополнительное профессиональное обучение.
Если производственная травма сразу привели к инвалидности, все пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в виде единовременной выплаты (в 2014 году 80,5 тысячи рублей) и ежемесячных выплат (процент от средней зарплаты, пропорционально степени утраты трудоспособности, но не более максимума – в 2014 году 62 тысячи рублей).
Если производственная травма возникла из-за грубой неосторожности – пособия сокращаются (максимум на 25%), а если травма была умышленной – отменяются.
Страховка на случай обычного заболевания выплачивается только в виде пособия, компенсирующего временно утраченный заработок (от 60% до 100% средней зарплаты застрахованного в зависимости от стажа, верхняя граница пособия была снята в 2010 году).
Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются до выздоровления или до установления инвалидности (после чего назначается пенсия).
Пособие по соцстрахованию также выплачивается россиянину, который оказался под карантином или вынужден ухаживать за больным членом семьи.
Кроме того, пособие выплачивается во время беременности (за 70 дней до и 70 дней после родов – один раз в размере 100% месячной зарплаты), при рождении (разовая выплата, 13 тысяч рублей в 2013 году) или усыновлении ребенка в возрасте до 3 месяцев (100% месячной зарплаты) и во время ухода за ребенком до возраста 1,5 лет (40% средней зарплаты ежемесячно). Предусмотрено также пособие по уходу за ребенком для незастрахованных (в 2013 году это 2,5 тысячи рублей на первого ребенка и 4,9 тысячи рублей на каждого последующего). Наконец, с 2006 года существуют «родовые сертификаты» - компенсация расходов на сопровождение беременности (3 тысячи рублей), роды (6 тысяч рублей) и наблюдение ребенка в первый год жизни (2 тысячи рублей) в государственных клиниках.
Фонд соцстрахования также выплачивает пособие на погребение (в 2013 году до 4,8 тысячи рублей).
Работодатели платят в Фонд соцстрахования два взноса: один – на страхование от временной нетрудоспособности и на случай материнства (2,9% зарплаты) и второй – на страхование от производственной травмы (различаются в зависимости от степени профессионального риска: от 0,2% зарплаты для торговли до 8,5% для добычи угля и руды).
МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ
Базовый документ – «Об обязательном медицинском страховании» (2010), заменивший закон «О медицинском страховании» 1991 года.
Обязательное медицинское страхование в России было введено в 1991 году вместо прямого бюджетного финансирования медицины. Основной проблемой системы обязательного медицинского страхования было отсутствие эффективных страховых механизмов и невозможность обеспечить равный минимум услуг в регионах. Еще в начале 2000-х обсуждалась необходимость ввести единые стандарты медицинской помощи и гарантированный набор услуг. Медицинские учреждения финансировались по числу койко-мест, персонала или визитов к врачу (сметное финансирование), такой подход стимулировал повторяющиеся визиты и поддержание большого числа больных. При этом 2/3 расходов шли на стационары, на основной сектор – первичное звено участковых врачей, на которых приходились 80% пациентов – 1/3 и на профилактику – около 3%.
В рамках реформы финансирование стало опираться на оказанные конкретному пациенту услуги (страховое финансирование). В 2010 году был принят новый закон об ОМС, и начался переход на одноканальное (только через фонды ОМС) страховое финансирование. Финансирование по законченному принципу (по факту излечения, подушевое) привело к снижению числа посещений и росту числа выздоровлений. Одноканальное финансирование предполагает также оплату за счет системы ОМС закупки оборудования и расходных материалов и капитальный ремонт. При этом вводится фондодержание поликлиник, когда установленный для поликлиники подушевой тариф служит для частичной или полной оплаты не только ее собственных услуг, но и назначенных ей для своих пациентов дополнительных услуг – например на скорую помощь, стационар или дополнительное обследование.
В 2004 году за счет средств ОМС финансировались только 40% медуслуг (еще 10% - федерация и 50% - регионы), в ряде регионов около половины жителей были не застрахованы. Финансирование территориальных программ в разных регионах различалось в расчете на 1 жителя в 12-15 раз (2000-2005), а между муниципалитетами – в 50 раз (2005). Дефицит финансирования базовой программы составлял 40% (2005), а расходы россиян на медпомощь (в том числе нелегитимные) в этих условиях стали сопоставимы с государственными.
Медицинская страховка оплачивает в случае необходимости лечение и профилактику. Система обязательного медицинского страхования распространяется на всех граждан России, причем работающих страхуют работодатели (5,1% зарплаты), а неработающих – госорганы (от 6,3 тысячи рублей в год в центральных регионах до 15-19 тысяч на Севере и Дальнем Востоке).
Взносы на обязательное медицинское страхование собирает Федеральный фонд обязательного медстрахования, который затем распределяет деньги между территориальными фондами, те раздают страховым компаниям, а компании – оплачивают оказанные застрахованным гражданам услуги больниц. Работодатель может выбрать по своему усмотрению страховую компанию, а гражданин – больницу и врача. Получить медицинскую помощь в базовом объеме можно в любом месте России, а по территориальной программе – в пределах своего региона.
В 2012 году действовали 70 страховых компаний, на 12 крупнейших приходилось 75% застрахованных: среди них «Макс-М» (20,6 миллиона человек, 14,4% от общей численности), Росгосстрах (19,4 миллиона, 13,5%) и Росно-МС (16,6 миллиона, 11,6%). В систему обязательного медстрахования также входят более 8 тысяч медучреждений, в том числе 1,2 тысячи частных. Однако страховые компании по сути лишь выступают посредниками при передаче денег из фондов ОМС и бюджетов в больницы и мало заинтересованы в повышении качества медпомощи.
Федеральное правительство ежегодно утверждает базовую программу обязательного медицинского страхования («программа государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи»), в которой перечислено, какая медпомощь, при каких условиях и в каком минимальном объеме покрывается страховкой. Региональные власти принимают свои территориальные программы, где с учетом заболеваемости и половозрастной структуры застрахованных в регионе определяют конкретный объем бесплатных медицинских услуг, перечисленных в базовой программе, и их стоимость для больниц, а также по своему усмотрению предусматривают дополнительные услуги. Федеральная базовая программа предполагает, в частности, около трех визитов к врачу в год, вызов скорой помощи раз в три года, госпитализацию раз в пять лет и паллиативную помощь для одного гражданина из десяти (2014). Страховая система, согласно базовой программе, компенсирует больницам 1,5 тысячи рублей за вызов скорой, от 500 до 1 тысячи за визит к врачу, 20 тысяч – за госпитализацию, 2 тысячи за день в паллиативной палате и 110 тысяч за экстракорпоральное оплодотворение (2014).
Базовая программа включает в себя первичную (терапевты, педиатры, семейные врачи), специализированную, в том числе высокотехнологичную (врачи-специалисты), скорую и паллиативную помощь (облегчение боли и других симптомов и психологическая поддержка при неизлечимых болезнях). Кроме того, страховка покрывает покупку лекарств, в том числе от редких (орфанных) заболеваний. Переход на оплату высокотехнологичной помощи за счет обязательной страховки начался в 2014 году, наиболее распространенные 500 видов помощи уже переведены на новую систему, остальные 1 тысячу видов будут финансировать по-новому с 2015 года. В 2005 году ВМП получали лишь 10% нуждающихся.
В Федеральном фонде ОМС создан «нормированный страховой запас» из неиспользованных к концу года средств – для покрытия собственных дефицитов и дефицитов территориальных фондов и для стимулирования эффективных страховых компаний и больниц. Нормированные страховые запасы также создаются в самих территориальных фондах – для дополнительной поддержки страховых компаний и для компенсаций другим территориальным фондам, если застрахованный лечился вне своего региона.
Страховые компании для работы в медицинском страховании обязаны получать лицензии. При этом они также могут работать в системе добровольного медицинского страхования.
Кроме расходов непосредственно на медицинские услуги федеральный Фонд ОМС предоставляет территориальным фондам средства на модернизацию здравоохранения, включая строительство и ремонт, внедрение электронного документооборота и электронных карт пациентов и внедрение новых стандартов медпомощи (2011-2013).
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.