ТЫНДА (Амурская область), 8 июл - РИА Новости. Байкало-Амурская магистраль (БАМ), которая в свое время стала стройкой века, во вторник отмечает 40-летний юбилей началом модернизации. Инвестиции в реконструкцию и развитие Восточного полигона, куда помимо БАМа входит Транссибирская магистраль, предстоят немалые - 562 миллиарда рублей до 2018 года.
Байкало-Амурская магистраль протяженностью 4,3 тысячи километров проходит по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, республик Бурятия и Саха (Якутия), Хабаровского края. Согласно материалам на сайте РЖД, предпосылками к началу строительства Байкало-Амурской магистрали послужили неутешительные итоги русско-японской войны 1904-1905 годов, которые показали острую необходимость строительства второй рокадной железной дороги на востоке страны, дублирующей Транссибирскую железнодорожную магистраль.
Однако строительство магистрали неоднократно прекращалось по разным причинам (недостаток рабочей силы, Великая Отечественная война, землетрясения в районе строительства в конце 1950 годов). Активные работы были возобновлены в 1974 году. Основными двигателями стройки стали комсомольцы-добровольцы и военные строители. Укладка последнего, знаменитого "золотого звена" Байкало-Амурской магистрали состоялась в 1984 году, и по новой железной дороге до Комсомольска-на-Амуре пошли первые поезда.
МОДЕРНИЗАЦИЯ НУЖНА
Пропускная способность БАМа в настоящее время составляет около 16 миллионов тонн, но из-за инфраструктурных ограничений наблюдается острый дефицит провозной и пропускной мощности. Ограничение пропускной способности участков БАМа вызвано закрытием раздельных пунктов в период спада перевозок в 1990-х годах, дефектами земляного полотна, верхнего строения пути, искусственных сооружений и т.д.
Перспективы БАМа связаны со строительством новых участков дороги к месторождениям в Якутии и развитием портов Ванино и Советская Гавань. Президент РЖД Владимир Якунин еще в сентябре 2010 года говорил, что развитие БАМа всегда было приоритетной задачей для РЖД и время показало, что решение о строительстве ветки было правильным.
И, действительно, если в 1970 году грузооборот железнодорожного транспорта на Восточном полигоне составлял 288 миллиардов тонно-километров, то в 1980 году он вырос до 336 миллиардов тонно-километров, а в 2013 году до 535 миллиардов тонно-километров. Такие данные приводил первый вице-президент РЖД Александр Мишарин на конференции в начале июля текущего года, посвященной 40-летию БАМа.
РЖД уже приступили к работам по развитию Восточного полигона. Проведен публичный технологический и ценовой аудит проекта, подготовлены графики выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, создан проектный офис – Дирекция развития железных дорог Восточного полигона.
"Решения, которые мы принимаем сегодня на уровне правительства о реализации нового этапа расширения БАМа и Транссиба, позволят решить не только транспортные вопросы, но и многие социальные, которые накопились: переселить людей из ветхого жилья, создать нормальные условия для жизни, инфраструктуру, создать новые производства на территории, тяготеющей к БАМу и Транссибу, а это значит создать новую экономику, более 10 тысяч рабочих мест", - говорил министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов.
Помимо этого реализация проектов по развитию Восточного полигона обеспечит заказ для российской промышленности в объеме порядка 200 миллиардов рублей и даст возможность освоения дополнительного грузопотока в 75 миллионов тонн в год.
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Создание БАМа в ценах соответствующих лет обошлось более чем в 16,6 миллиарда рублей. Все это финансировалось за счет средств государства. Модернизация Восточного полигона по консервативному варианту сейчас оценена в 562 миллиарда рублей до 2018 года, из которых 302 миллиарда рублей готовы взять на себя РЖД, остальные 260 миллиардов рублей потребуются от государства.
Дискуссия о необходимости выделения госсредств на реконструкцию БАМа и Транссиба велась несколько лет. РЖД в разное время предлагали государству несколько вариантов финансирования модернизации БАМа и Транссиба. Например, за счет инвестсоставляющей в грузовом тарифе или инфраструктурные облигации. О том, что государство готово вложить необходимые средства, было заявлено в 2013 году. В частности, из 260 миллиардов рублей госсредств 150 миллиардов рублей будут выделены из Фонда национального благосостояния (ФНБ), 110 миллиардов рублей - прямые бюджетные инвестиции.
Средства фонда РЖД получат, размещая в 2014-2016 годах привилегированные акции на 50 миллиардов рублей ежегодно. Доходность, которая будет выплачиваются с 2020 года, будет обеспечена за счет дивидендов. Согласно последнему проекту, она составит 2,98% от номинальной стоимости.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.