ПОВТОР: ОБЗОР: Конфетный бизнес Порошенко могут купить Nestle или Mars за $1,5 млрд

МОСКВА, 28 мая - РИА Новости, Янис Мадни. Основными претендентами на кондитерскую корпорацию Roshen, принадлежащую лидирующему на выборах президента Украины Петру Порошенко, являются крупнейшие транснациональные гиганты отрасли, а стоимость компании может достигать 1,5 миллиардов долларов, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.

Ранее Порошенко заявил, что намерен продать свой главный актив, компанию Roshen, для чего уже дано поручение по подбору инвестиционных консультантов и банкиров, которые и займутся его реализацией.

Между тем, кроме Roshen, Порошенко принадлежат также группа "Агропродинвест", продовольственная компания "Подолье", судостроительный завод "Ленинская кузница" и ТРК «НБМ» (Пятый канал). Последний, как заявил Порошенко, он продавать не намерен. Журнал Forbes по итогам 2013 года оценил его состояние в 1,6 миллиарда долларов (седьмое место среди украинцев).

Выборы президента Украины прошли 25 мая на фоне глубокого политического кризиса и проводимой киевскими властями масштабной силовой операции против сторонников независимости на востоке страны, в результате которой гибнут мирные жители. Порошенко по итогам обработки 95,03% бюллетеней получил 54,45% голосов избирателей. Экс-премьер Юлия Тимошенко занимает второе место с 12,88% голосов.

ОТ РОССИИ ДО ВЕНГРИИ

Roshen является одним из крупнейших мировых производителей кондитерских изделий, ежегодный объем производства составляет 450 тысяч тонн продукции. Для сравнения: аналогичный показатель крупнейшего российского производителя, холдинга «Объединенные кондитеры», по итогам 2013 года составил 356 тысяч тонн.

По данным рейтинга Global Top 100 – Candy Industry, Roshen по итогам 2013 года находится на 20 месте среди мировых производителей кондитерских изделий с выручкой в 1,021 миллиарда долларов. Однако здесь стоит отметить, что за год этот показатель снизился на 20%, а компания потеряла две позиции в рейтинге. У «Объединенных кондитеров» же выручка выросла на 30,2% - до 1,735 миллиарда долларов.

В состав Roshen входят четыре украинские фабрики (Киевская, две производственные площадки в Виннице, Мариупольская, Кременчугская), две производственные площадки «Липецкой кондитерской фабрики» в РФ, «Клайпедская кондитерская фабрика» (Литва), Bonbonetti Choco Kft (Будапешт, Венгрия).

Продукция торгуется практически во всех странах СНГ и Восточной Европы.

ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ

Во многом значительное сокращение выручки связано с теми проблемами, которые корпорация испытывала в России в последнее время: в конце июля 2013 года Роспотребнадзор запретил ввоз продукции с четырех украинских фабрик Roshen, объяснив это небезопасностью продукции.

Запрет, между тем, не относился к продукции корпорации, изготавливаемой на заводе в Липецке. По итогам 2013 года выручка завода выросла на 23%, до 2,16 миллиарда рублей, чистая прибыль - на 3,3%, до 178 миллионов рублей. В конце августа директор по развитию Roshen Евгений Вовчановский сообщал, что компания планирует вдвое увеличить свои мощности в РФ – до 80 тысяч тонн продукции в год.

Однако в марте текущего года были заморожены 2,8 миллиарда рублей на счетах компании в России в качестве обеспечительных мер по иску «Объединенных кондитеров», в связи с чем работа предприятия приостановилась до середины апреля. Российский холдинг через суд потребовал от Roshen 211 миллионов рублей за незаконное использование торговой марки "Ласточка-певунья".

На фоне проблем в России в октябре прошлого года в ряде СМИ появилась информация о том, что норвежская компания Orkla, являющаяся владельцем петербургской «Кондитерской фабрики им. Крупской», готовится приобрести актив Порошенко. Однако следом за этим последовало опровержение от Roshen со словами, что оснований для подобных заявлений не существует.

В данный момент в пресс-службе Orkla не комментируют возможные планы по покупке конфетного бизнеса Порошенко.

КАК И ЗА СКОЛЬКО?

Гендиректор аналитического агентства InfoLine Иван Федяков считает, что ждать продажи Roshen в ближайшее время не стоит. «Думаю, сделка, если и будет, то состоится в течение года-полутора. Не так легко найти покупателя на такой актив, не потеряв в цене. Подгонять Порошенко никто не будет», - заявил он.

Однако собеседник РИА Новости не стал озвучивать, какова могла бы быть возможная стоимость корпорации. «Сейчас существует очень серьезная переоценка ввиду тех рисков, которые мы видим на Украине. В принципе, Roshen генерировала достаточно хороший оборот – 10-20 миллиардов рублей выручки в России. Это достаточно серьезные величины для производственных компаний, таких не много. Поэтому при продаже возможна и премия к стоимости активов», - заметил он.

Между тем, Федяков не исключает также вариант, при котором новый президент Украины не станет продавать актив, а передаст его в управление, например, в трастовый фонд.

Аналитик Rye, Man and Gor (RMG) Ксения Арутюнова считает, что продать такой актив разовым пакетом не удастся. «Вероятнее всего он будет продан по частям», - добавил она.

При этом она оценивает компанию исходя из показателя выручки. «Если считать, что в 2013 году выручка Roshen составила около 1 миллиарда долларов, я бы оценивала стоимость активов как минимум в одну выручку. Но еще идет премия к оценке, как правило, в размере около 30%. То есть цена за корпорацию может составлять 1-1,4 миллиарда долларов», - отметила она.

Чуть выше оценивает Roshen управляющий директор Prosperity Capital Алексей Кривошапко. «Исхожу из того, что чистая прибыль будет порядка 100 миллионов долларов в этом году. Если покупатель – глобальная компания, то мультипликатор – 15, то есть 1,5 миллиарда долларов верхняя планка цены корпорации», - заявил он.

ПРЕТЕНДЕНТЫ

По словам Кривошапко, транснациональные гиганты – самые вероятные покупатели кондитерского бизнеса Порошенко, так как они давно уже поняли лояльность народа к бренду. Среди них - Cadbury (принадлежит Mondelez), Mars и Nestle.

«Вторая группа – локальные игроки, но украинских покупателей здесь нет, а основной российский – «Объединенные кондитеры». Хотя думаю, что денег им на это не хватит», - добавил он.

С ним согласна и Арутюнова, назвавшая в качестве первых претендентов Nestle или Mars. «Склоняюсь к тому, что крупный пакет мог бы интересовать иностранного игрока по аналогии с тем, как PepsiCo выкупал «Вимм-Билль-Данн», - отметила она.

Федяков же главным критерием покупки Roshen назвал силу бренда и эффективность сбытовой цепочки в каждой определенной стране. «Если она эффективна, то это выгодный актив, если нет, то стоит взять какому-то крупному производителю или холдингу, такому как «Объединенные кондитеры», Mars, Nestle и другие», - сказал собеседник.

В пресс-службе Nestle и «Объединенных кондитеров» от комментариев отказались.

По данным Global Top 100 – Candy Industry, крупнейшими мировыми производителями кондитерских изделий являются компании Mars (выручка 17,64 миллиарда долларов), Mondelez (14,86 миллиарда долларов), Nestle (11,76 миллиарда долларов), Ferrero (10,9 миллиарда долларов), Hershey’s (7,04 миллиарда долларов).

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.