Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's во вторник присвоило рейтинг "B" (Би) приоритетной необеспеченной задолженности планируемому выпуску облигаций г.Москвы с фиксированной доходностью и 3-годичным сроком погашения на сумму 300 млн евро (275 млн долларов). Об этом говорится в пресс-релизе S&P.
С целью финансирования займа для г.Москвы банком BHF-BANK AG будут выпущены сертификаты участия в кредите. Со стороны банка не будет предоставлено каких-либо гарантий оплаты, обслуживание долговых обязательств по облигациям будет зависеть исключительно от способности г.Москвы погасить выданный кредит, отмечает рейтинговое агентство.
Привлеченные средства будут использованы на нужды финансирования различных инфраструктурных проектов г.Москвы. Погашение обязательств города перед банком будет осуществляться по фиксированной ставке в евро или в долларах США. Облигации будут включены в листинг фондовой биржи Люксембурга.
В соответствии с действующим Бюджетным кодексом, российские регионы могут эмитировать долговые обязательства в иностранной валюте только для целей рефинансирования существующего внешнего долга в объеме его основной части, приходящейся на данный конкретный год. Москва лишится возможности выпускать внешние долговые инструменты, если не сможет осуществить эмиссию в текущем году. В 2001 году город рассчитывает выплатить около 813 млн долларов в погашение своих валютных долгов, причем большая часть этой суммы уже была выплачена в первой половине года.
После планируемого выпуска облигаций на сумму 300 млн евро объем долговых обязательств Москвы останется низким - 22% от уровня бюджетных доходов в 2001 году, отмечает Standard & Poor's. Это несколько выше текущего показателя 17%, но ниже, чем показатель 1998 года, составлявший около 90%. Даже если город выпустит долговые обязательства на максимальную сумму, допускаемую Законом о бюджете г. Москвы на 2001 год (735 млн долларов), долговое бремя будет достаточно низким - 33% от уровня бюджетных доходов в 2001 году.
Благодаря относительно высоким финансовым показателям и твердому намерению поддерживать свою кредитоспособность на протяжении нескольких последних лет городу удавалось погашать все свои долговые обязательства в полном объеме. В 2000 году доходы города превысили бюджетный показатель более, чем на 70%, благодаря более высоким налоговым поступлениям и погашению части просроченной задолженности по налогам. По состоянию на август 2001 года уровень доходов превышал бюджет примерно на 10%, а профицит составлял порядка 18%от общего объема доходов города, несмотря на недополучение значительной части доходов из-за изменений налогового законодательства.
По мнению Standard & Poor's, рост доходной части объясняется, в основном, укреплением экономики. Валовый региональный продукт в 2000 году вырос на 8%, объем промышленного производства за первую половину 2001 года увеличился на 13%. Москва имеет большие преимущества благодаря своему статусу экономического, политического и финансового центра России, а также центра внутренних и внешних инвестиций. По параметрам экономического развития и благосостояния город находится на максимальной отметке почти всех среднероссийских показателей. Экономика Москвы дает порядка 15% общероссийского ВВП, несмотря на гораздо меньшую долю в общей численности населения России (6%), отмечет S&P. Экономика города является относительно диверсифицированной с постоянно развивающимся сектором услуг. Большинство крупнейших национальных и международных компаний имеют штаб-квартиры в Москве.
В то же время, рейтинги г.Москвы отражают многочисленные риски, подчеркивает Standard & Poor's. У города имеются высокие потенциальные и забалансовые обязательства. Москва контролирует значительное число крупных предприятий, многие из которых без поддержки правительства оказались бы нежизнеспособными. Кроме всего прочего, городу необходимо работать над дальнейшим повышением информационной прозрачности. Хотя за последние два года Москве удалось добиться значительного улучшения в данной сфере, начатые преобразования должны продвигаться дальше, расширяя возможности администрации по более открытому и эффективному управлению городом.
Администрации города также необходимо довести до конца процесс централизации полномочий по выпуску муниципальных долговых обязательств Комитетом муниципальных займов. Хотя этот процесс почти завершен, за некоторыми департаментами города все еще сохраняется право выпуска краткосрочных долговых инструментов. У ряда департаментов остаются непогашенные займы, включая оспариваемый в настоящий момент заем на 180 млн. швейцарских франков, являющийся предметом судебных разбирательств в Лондоне между неким международным банком, российским банком и Москвой.
Рейтинги г.Москвы также отражают низкую степень предсказуемости и гибкости доходов в связи с тем, что ставки, виды и доли налогов контролируются федеральным правительством. Межбюджетные механизмы выравнивания и перечисления трансфертов постоянно меняются, отмечает агентство Standard & Poor's.
Комментарии отключены.