Госдепартамент США 3 августа объявил о введении санкций против "Рособоронэкспорта" и АХК "Сухой", обвинив их в поставках оружия в Иран

Госдепартамент США 3 августа 2006 г. объявил о введении санкций против российских ФГУП "Рособоронэкспорт" и ОАО "АХК "Сухой", обвинив их в нарушении закона США "О нераспространении в отношении Ирана" от 2000 г., налагающего запрет на сотрудничество с этой страной в сфере распространения оружия массового уничтожения. Как следует из официального заявления, любым американским госорганам запрещено покупать или продавать какие-либо товары, пользоваться или оказывать услуги двум российским компаниям. Частным американским фирмам запрещено поставлять в Россию продукцию военного или двойного назначения.

МИД РФ назвал действия США "неприемлемыми". В заявлении внешнеполитического ведомства России говорится: "По сути речь идет об очередной неправомерной попытке заставить иностранные компании работать по внутреннему американскому распорядку. Подобные санкции, которые США в одностороннем порядке вводят против других стран и их организаций, являются очевидным политическим и правовым анахронизмом. Тем более, когда такие действия предпринимаются под надуманными предлогами. Фактически США наказывают свои собственные компании, лишая их возможности сотрудничества с передовыми российскими предприятиями.

Наши компании, осуществляющие военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами, действуют в строгом соответствии с нормами международного права и российского законодательства, включая обязательства России в сфере нераспространения и экспортного контроля.

Что касается сотрудничества с Ираном, то в отношении этой страны не существует препятствий и ограничений международно-правового плана для осуществления такой деятельности. Хотим особо подчеркнуть, что российская сторона всегда ограничивается поставками Ирану исключительно оборонительных вооружений, не способных дестабилизировать ситуацию в регионе.

Предпринятая американской стороной недальновидная акция идёт вразрез с духом российско-американского партнёрства, приверженность которому еще раз подтвердили президенты наших стран на своей встрече в Санкт-Петербурге в июле с.г., и, конечно, не сможет не сказаться на качестве нашего сотрудничества".

Ни "Рособоронэкспорт", ни "Сухой" не имеют военных контрактов с США, но реализуют крупные гражданские проекты. Поставщиками для создаваемого "Сухим" регионального самолета SuperJet 100 являются американские Hamilton Sundstrand, Honeywell и другие. "Наши юристы в Москве и США сейчас изучают, отразятся ли санкции на наших контрактах",- сообщил "Коммерсанту" замгендиректора ОАО "АХК "Сухой" Вадим Разумовский. "Рособоронэкспорт" в конце июля объявил, что под его контроль переходит "ВСМПО-Ависма", которая является крупнейшим поставщиком титана для Boeing. Так как по условиям санкций они распространяются на все подразделения и дочерние компании, то ограничения могут распространиться и на "ВСМПО-Ависма".

Демонстративный жест госдепа вызван явным недовольством Вашингтона российской политикой, которая становится всё более конфронтационной по отношению к США. Тем самым Белый дом перешёл от критики Москвы к её наказанию - санкции фактически означают конец эпохи декларируемого до последнего времени стратегического партнёрства между Россией и США.

Санкции в отношении "Рособоронэкспорта" и АХК Сухой" (а также двух индийских, двух северокорейских и одной кубинской компаний) вступили в силу еще 28 июля. Однако официально объявили о них лишь в пятницу, когда постановление о санкциях было занесено в федеральный регистр США - ежедневную сводку новых федеральных законов и постановлений. Формальным основанием для этого шага стало нарушение этими компаниями американского закона 6-летней давности "О нераспространении в отношении Ирана", который запрещает сотрудничество с этой страной в сфере распространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Отныне государственным корпорациям США в течение двух лет запрещается продавать "штрафникам" или закупать у них какие-либо товары, а частным американским фирмам - поставлять им продукцию военного или двойного назначения.

Российские госкомпании вряд ли можно обвинить в том, что они помогают Ирану разрабатывать ОМУ. По крайней мере заключённый в конце июля "Рособоронэкспортом" с министерством обороны Ирана контракт на ремонт и модернизацию 30-и фронтовых бомбардировщиков Су-24 под такую статью явно не подпадает. Эти самолеты, поставленные Тегерану в начале 90-х годов, сложно отнести к средствам доставки ОМУ. Между тем именно этот контракт (на сумму 200 млн долл.), исполнителем которого является компания "Сухой", и стал, по мнению российских оборонщиков, предлогом для введения санкций против российских фирм.

В этой связи в кругах, близких к российскому ВПК, высказывается мнение, что на самом деле Россию наказали за недавний контракт на поставку Венесуэле 24-х истребителей Су-30, которые должны заменить находящиеся пока на вооружении Каракаса американские истребители F-16. Дело в том, что после введения Вашингтоном в мае этого года эмбарго на продажу Венесуэле американских вооружений и военных технологий, воздушные силы страны остались без запчастей, и в Каракасе рассудили, что лучше других опустевшую нишу способна заполнить Россия. Кроме того, в последнее время Россия заключила с Венесуэлой и другие масштабные контракты, например, на поставку в эту страну около 100 тыс. автоматов Калашникова и строительство в Венесуэле завода по их производству. Как ранее сообщалось, общая сумма всех сделок двух стран в военной области составила порядка 3 млрд долл., что сделало Москву крупнейшим поставщиком вооружений Каракасу. Вашингтон неоднократно просил Москву отказаться от этих сделок, однако эта просьба не была услышана.

Аналитики российских спецслужб предупреждали Кремль, что, поскольку закона о введении санкций за торговлю оружием с Венесуэлой нет, США для наказания России могут воспользоваться другим законом - за торговлю оружием с Ираном. По информации источника в силовых структурах, одна из российских спецслужб в аналитической записке, поданной президенту РФ Владимиру Путину около месяца назад, предупреждала о возможности такого развития событий.

Идею о надуманности иранской версии разделяют и в российском оборонном ведомстве. "Санкции, несомненно, стали реакцией США на прорыв России на венесуэльском рынке вооружений,- заявили в российском Минобороны. - Компании ни при чём".

Однако главная причина, побудившая США перейти от критики Москвы к её наказанию, находится, скорее всего, куда глубже. Речь, похоже, идёт не о раздражении США конкретным поступком России, а общим недовольством её курсом, проводимым в последнее время.

Введенные госдепом меры - это не просто наказание каких-то российских компаний. Американские санкции против госкомпаний, каковыми являются "Рособоронэкспорт" и "Сухой", это косвенный удар США по российской государственной власти и выражение отношения к её внешней политике. Помимо всего прочего американцы не могли не знать, что "Рособоронэкспорт" возглавляет личный друг Владимира Путина Сергей Чемезов. Стало быть, наказание его ведомства - это ещё и сознательный укол российскому президенту.

Военные контракты с Венесуэлой - лишь один из фактов явного ухудшения отношений между Москвой и Вашингтоном, которое стало особенно очевидным после вильнюсской речи вице-президента США Дика Чейни в начале мая. Он резко раскритиковал политику Кремля, обозначив растущее раздражение администрации США внешнеполитическим курсом России, прежде всего её позицией по Ирану и ближневосточным проблемам.

Москва вначале не старалась скрыть раздражения. Вице-президенту США резко ответил президент РФ, сравнив США с "волком из известной сказки, который всё кушает и никого не слушает". Сочтя, что достойный ответ Вашингтону дан, Москва затем несколько смягчила тон, а в преддверии саммита G8 в Санкт-Петербурге вообще перешла на оптимистические ноты - ожидалось, что личная встреча мировых лидеров и прежде всего переговоры с глазу на глаз Владимира Путина и Джорджа Буша сгладят большинство противоречий между Россией и США. Свидетельством примирения должно было стать согласие США на вступление России в ВТО.

Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Документ по ВТО на саммите в Санкт-Петербурге подписан не был. Переговорщики заявили, что практически все технические вопросы решены и дело, мол, за политическим решением. И они не лукавили. Неподписание документа по ВТО стало свидетельством того, что США и Россия не договорились именно по политическим вопросам. А провал российско-американского саммита означал не просто стагнацию в отношениях между двумя странами - началась их явная деградация.

Вскоре после саммита в Москву прибыл президент Венесуэлы Уго Чавес, не скупившийся на резкие антиамериканские высказывания в присутствии высокопоставленных российских политиков. Затем последовал контракт "Рособоронэкспорта" с Ираном на ремонт и модернизацию Су-24. Одновременно Россия всё более настойчиво высказывала свою позицию по ливано-израильскому конфликту, явно не совпадающую с линией США. Раздражение сторон нарастало и распространялось на всё новые сферы. На прошлой неделе министр энергетики США Сэм Бодман, не особо выбирая слова, выразил недоумение по поводу затягивания Россией решения по Штокмановскому месторождению, на разработку которого претендуют американские компании. Руководство российского газового гиганта "Газпром" ответило в том же тоне: мол, это наше месторождение и мы сами решим, кому и когда его разрабатывать.

Говоря футбольным языком, американцы перевели мяч на российскую половину поля и теперь ждут реакции России. Субботнее заявление МИДа - это явно не последнее слово Москвы. Оно не позволяет сделать вывод о том, как отреагирует Кремль на американский выпад: попытается минимизировать ущерб в двусторонних отношениях и воздержится от ответных мер либо начнёт откровенно мстить.

Помимо судьбы переговоров по Штокмановскому месторождению лакмусовой бумажкой может стать и решение России по закупке "Аэрофлотом" 22-х дальнемагистральных самолётов на сумму до 3 млрд долл. Сначала компания склонялась в пользу покупки самолетов Boeing 787, однако в последнее время "Аэрофлот" стал благоволить европейским Airbus A350. Как рассказал источник, знакомый с планами Boeing и "Аэрофлота", на этой неделе в Москве ожидали приезда президента Boeing Джеймса Макнирни или кого-то из его первых замов. Стороны должны были сделать заявление о принципиальном решении "Аэрофлота" приобрести в качестве дальнемагистрального самолета Boeing 787. Как пояснил собеседник, перевозчик намерен купить не все 22 необходимые ему машины, а только часть. Окончательный выбор должен быть сделан в конце августа, однако вчера в компании не смогли подтвердить эти сроки и официально отказались комментировать информацию о влиянии санкций госдепа США на решение о выборе поставщика самолетов. Впрочем, если "Аэрофлот" в ближайшее время не определится, то сроки поставки Boeing могут сдвинуться с 2010 на 2012 г. - на самолёты, зарезервированные под "Аэрофлот", есть другие покупатели. Как сообщили вчера в компании, окончательный выбор поставщика будет зависеть от "решения акционеров, которые должны будут учесть все факторы".

Не исключено, что одним из таких факторов, который главный акционер авиаперевозчика - российское государство - обязательно учтёт, станут как раз американские санкции в отношении "Рособоронэкспорта" и "Сухого". Срыв сделки с Boeing будет означать, что Кремль дал отмашку дальнейшей конфронтации с США.

Напомним, что 13 мая 1992 г. США ввели санкции против госорганизации "Главкосмос", которая заключила контракт на 400 млн долл. о продаже Индии ракетных двигателей. В августе 1995 г. санкции сняты после перезаключения индийского контракта на новых условиях (продажа готовых двигателей без передачи технологий). В итоге сумма сделки уменьшилась до 220 млн долл.

23 июля 1998 г. Иран провёл первое испытание баллистической ракеты. В ответ США ввели санкции против российских Балтийского государственного технического университета (обучал иранских студентов), компаний "Европалас-2000" (посредник при поставках технологий в Иран), "Главкосмос" (посредник при заключении ракетных контрактов), НИИ "Графит" (поставлял Ирану базальтовое волокно), научно-производственного центра ИНОР (поставлял спецсплавы), компании МОСО (осуществляла транспортировку спецсплавов) и научно-производственной ассоциации "Полюс" (поставляла в Иран лазерные гироскопы). В январе 1999 г. список пополнили Московский авиационный институт, Российский химико-технологический университет им. Менделеева (обучали иранских студентов) и Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники (НИКИЭТ, обвинялся в сотрудничестве в области производства тяжелой воды). В апреле 2000 г. санкции сняли с ИНОРа и "Полюса", в марте 2004 г. - с "Графита", НИКИЭТа, "Европаласа-2000" и МОСО. По данным СМИ, финансовых потерь компании и вузы не понесли, так как не имели деловых отношений с США.

2 апреля 1999 г. США ввели санкции против Тульского конструкторского бюро приборостроения, Климовского центрального научно-исследовательского института точного машиностроения (ЦНИИТочмаш) и Вольского механического завода за поставку Сирии противотанковых ракетных комплексов "Корнет-Э" и "Метис-М". С ЦНИИТочмаша и Вольского мехзавода санкции сняты 1 апреля 2004 г., с КБ приборостроения - 29 сентября. Финансовых потерь компании не понесли.

3 апреля 2004 г. США ввели санкции против ФГУП "Омское моторостроительное предприятие имени Баранова". По мнению госдепартамента, компания поставила в Иран оборудование и технологии, которые могли использоваться в производстве оружия массового поражения. На самом предприятии опровергли эти сведения. Срок действия санкций истёк 31 марта 2006 г. Компания финансовых потерь не понесла.

15 июля 2004 г. США ввели санкции против федерального научно-производственного центра "Алтай", обвинив его в нарушении режима нераспространения ракетных технологий. Какой стране передавались технологии, не сообщалось. Срок действия санкций истекает в ноябре 2006 г.

23 сентября 2004 г. США объявили о введении санкций против 12-и компаний из разных стран мира за поставку в Иран военных технологий и оборудования двойного назначения. В их числе оказалась российская Khazra Trading, которая обвинялась в продаже Тегерану оружия и ракетных технологий. Санкции действуют до 23 сентября 2006 г.

Другие новости

07.08.2006
12:30
С.Иванов: Санкции Госдепартамента США в отношении "Рособоронэкспорта" и компании "Сухой" не имеют отношения к вопросу о нераспространении
07.08.2006
12:15
"Губахинский кокс" увеличил производство валового кокса на 19.6% до 54.8 тыс. т
07.08.2006
12:04
"Чусовской металлургический завод" за 7 месяцев увеличил производство стали на 7.95% до 312.2 тыс. т
07.08.2006
11:50
Индекс опережающих экономических индикаторов в Японии снизился до 50.0 пунктов в июне с 77.3 пунктов в мае
07.08.2006
11:45
Госдепартамент США 3 августа объявил о введении санкций против "Рособоронэкспорта" и АХК "Сухой", обвинив их в поставках оружия в Иран
07.08.2006
11:30
ФСФР 3 августа зарегистрировала отчёт об итогах дополнительного выпуска акций "Центра здоровья "Энергетик" объемом 11.578 млн руб
07.08.2006
11:16
ММВБ начала торги облигациями "Абсолют Банка" серии 02 объёмом по номиналу 1 млрд руб
07.08.2006
10:58
УК "Солид Менеджмент" начала формирование закрытого ПИФа недвижимости "Солид-Земельный" объёмом 420 млн руб
07.08.2006
10:47
Верховная Рада утвердила В.Януковича премьер-министром Украины (расшироенное сообщение от 4 августа, новый источник)
Комментарии отключены.