МОСКВА, 18 ноя – Прайм. Одной из возможных причин крушения пассажирского самолета Boeing 737 авиакомпании "Татарстан", летевшего из Москвы в Казань, следствие называет некачественное топливо. "Прайм" решил разобраться, кто заправляет самолеты в московских аэропортах.
Всего в московский авиационный узел (МАУ) входят три аэропорта, из которых совершаются регулярные пассажирские рейсы – «Внуково», «Шереметьево» и «Домодедово». За 2012 год пассажиропоток аэропортов МАУ составил около 64 миллионов человек, а по итогам 2013 года он может вырасти на 10-14%.
Аэропортами "Шереметьево" и "Домодедово" в 2012 году воспользовалось примерно одинаковое количество пассажиров – на них пришлось 42% и 43% от общего пассажиропотока. Доля аэропорта "Внуково" – 15%.
ТЫСЯЧА И ОДИН ШЛАНГ
Каждый из этих аэропортов имеет собственный топливо-заправочный комплекс (ТЗК) и отдельное юридическое лицо, которое его обслуживает. При этом в аэропортах присутствуют и сторонние ТЗК, а нефтяные компании имеют возможность хранить и продавать свое авиатопливо "в крыло".
Авиакомпания "Татарстан", чей самолет разбился в воскресенье, совершает свои рейсы из аэропорта "Домодедово". У аэропорта есть собственный оператор по заправке воздушных судов – ЗАО "Домодедово Фьюэл Фасилитис" (Domodedovo Fuel Facilities).
"Заправка воздушных судов осуществляется из резервуаров, имеющих паспорт качества ТЗК с заключением о пригодности к заправке воздушного судна, прошедшего все стандартные процедуры и этапы подготовки и контроля качества. Аэропорт осуществляет хранение и заправку самолетов в соответствии с договорными отношениями с авиакомпаниями", - заявили "Прайму" в пресс-службе "Домодедово".
Также на территории Домодедово действует и оператор ЗАО "Шелл и Аэрофьюэлз" – совместное предприятие Shell Aviation и группы компаний "Аэрофьюэлз". Возможность заправлять "в крыло" имеют и другие компании - "Газпромнефть-Аэро", "Лукойл-Аэро", бывшая ТНК-BP и "РН-Аэро" (две последние принадлежат "Роснефти).
В октябре 2013 года в СМИ появилась информация о том, что структура "Роснефти" и холдинг "Новапорт" могут приобрести аэропорт "Домодедово". При этом "Новапорт" нацелился на терминалы, а нефтяная компания, возглавляемая Игорем Сечиным, на топливо-заправочный комплекс.
Во "Внуково" действует принадлежащее аэропорту ЗАО "Топливо-заправочный сервис". Кроме того, свою деятельность на территории аэропорта ведет, в частности, "Лукойл-Аэро" и "Газпромнефть-аэро". С начала 2012 года во "Внуково" должен был заработать альтернативный ТЗК, который обеспечил бы до 25% поставки топлива.
На территории "Шереметьево" заправкой самолетов топливом занимается ЗАО "ТЗК Шереметьево". По данным на конец октября 2013 года, на 74,9% эта компания принадлежала ООО "ТНК-Шереметьево". В октябре "Роснефть" консолидировала 100% ООО "ТНК-Шереметьево" и переименовала ЗАО "ТЗК Шереметьево" в ООО «РН-Аэро Шереметьево». Также в "Шереметьево" действует ТЗК, который контролирует "Газпромнефть-Аэро".
ИЗ ОДНОЙ БОЧКИ
Наличие в аэропортах нескольких компаний, осуществляющих заправку самолетов, вовсе не означает, что они заправляются разным топливом. Так, источник РИА Новости в одной из топливо-заправочных компаний заявил в понедельник, что в аэропорту "Домодедово" все самолеты заправляют топливом из одной емкости.
В московские аэропорты авиационное топливо поставляется несколькими способами – по железной дороге и по трубопроводам. Московские трубопроводы и отводы от них к аэропортам принадлежат компании "Транснефтепродукт".
В 2007 году президент России Владимир Путин подписал указ о присоединении государственной компании "Транснефтепродукт" к "Транснефти", которая также контролируется государством.
В июле 2012 года вице-президент "Транснефтепродукта" Владимир Назаров заявлял в интервью сайту Neftegaz.ru, что для московского авиаузла в систему авиатопливо сдают Московский НПЗ и Рязанский НПЗ – это топливо идет в "Домодедово", "Внуково" и "Шереметьево". При этом Московский НПЗ сдает около 100% произведенного авиатоплива, а Рязанский НПЗ – около 70-80%. В совокупности по обоим заводам - это около 1,5 миллиона тонн в год, говорил Назаров.
Назаров также отмечал, что 50% топлива в аэропорты МАУ поставляется по трубам, еще 50% - по железной дороге: "Чуть меньше трубой, чуть больше железной дорогой". Кроме того, он утверждал, что другие заводы пока не могут обеспечить поставки керосина в Московский регион по трубам.
При этом Назаров косвенно подтвердил, что разные ТЗК в одном аэропорту могут использовать одно и тоже топливо. По его словам на момент интервью, "Транснефтепродукт" ждал необходимых разрешений, чтобы поставлять топливо в "Шереметьево" и в емкости "ТЗК Шереметьево", и в ТЗК "Газпромнефть-Аэро".
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.