Государственная Дума сегодня на внеочередном пленарном заседании рассматривает в первом чтении проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год". Как сообщает пресс-служба Госдумы, на утреннем заседании председательствовали Геннадий Селезнев, Артур Чилингаров.
От Правительства РФ с докладом выступил заместитель председателя Правительства - министр финансов Алексей Кудрин. Он рассказал об основных показателях Прогноза социально-экономического развития страны в 2002 году и основных параметрах проекта бюджета на будущий год.
Как сообщил А.Кудрин, расходы федерального бюджета в 2002 году составят 1.947.386,3 млн. рублей, доходы - 2.125.718,2 млн. рублей. Объем ВВП прогнозируется в сумме 10.950 млрд. рублей, уровень инфляции - 12%.
Политика в отношении государственного долга, по словам А.Кудрина, будет строиться исходя из целей его уменьшения. Общий объем внешнего долга в 2002 году уменьшится до 50% по отношению к ВВП, а в последующие 3 года - до 40%.
Председатель Счетной палаты Сергей Степашин высказал ряд критических замечаний в отношении формирования финансового резерва, оценки объема ВВП, исчисления профицита бюджета, объема внешнего и внутреннего долга. С.Степашин указал на необходимость формировать финансовый резерв на основании закона. Кроме того, по словам С.Степашина, важно создать единую систему управления внешним и внутренним долгом, для чего необходимо провести полную инвентаризацию долгов. С.Степашин высказал ряд предложений по повышению эффективности управления государственным имуществом.
Оценивая расходную часть проекта бюджета, С.Степашин назвал "недостаточными" действия Правительства по повышению доходов населения. Недостаточны, по словам С.Степашина, и средства, выделяемые на национальную оборону, развитие реального сектора экономики. Необходимо также провести определенную работу для устранения диспропорции в межбюджетных отношениях.
По заключению С.Степашина, имеются определенные резервы для уточнения проекта бюджета-2002 и его доработки. Участие Президента в работе над бюджетом, готовность Правительства и Госдумы идти навстречу друг другу С.Степашин назвал положительной тенденцией, которую "важно сохранить".
От Комитета по экономической политике и предпринимательству Анатолий Аксаков сообщил, что Прогноз социально-экономического развития страны на 2002 год "является достаточно обоснованным" и Комитет рекомендует поддержать проект бюджета в первом чтении. Вместе с тем, он высказал ряд замечаний и предложений, которые, по мнению Комитета, могут существенно улучшить документ. А.Аксаков, в частности, указал на недостаточность финансирования реального сектора экономики, асимметрию в межбюджетных отношениях, недостаточность действий Правительства по реструктуризации внешнего долга. По словам А.Аксакова, вызывает сомнение прогнозируемый уровень инфляции 11-13%. Учитывая опережающий рост тарифов на энергоносители, уровень инфляции, по прогнозам Комитета, будет выше.
От Комитета по бюджету и налогам Александр Жуков отметил, обсуждение главного финансового документа страны впервые проходит "буднично" и "спокойно", благодаря тому, что Правительство впервые "несколько иначе" построило свою работу с Государственной Думой. "Пожалуй никогда не было столько предварительных консультаций. Многие предложения были учтены еще до первого чтения", - сказал он.
А.Жуков дал положительную оценку проекту бюджета, отметив, что документ составлен со значительным превышением доходов над расходами и, даже если цены на нефть упадут, расходы бюджета будут выполнены в полном объеме. По расчетам Комитета, сверхдоходы бюджета составят более 300 млрд. рублей. Из них в документе "расписано" только 160 млрд., а 140 млрд. рублей поступят дополнительно. По словам А.Жукова, это начало формирования финансового резерва, который в будущем году может составить 3-4 млрд. долларов. Как подчеркнул А.Жуков, важно решить вопрос о том, кто и как будет распоряжаться этими средствами.
А.Жуков сообщил, что Комитет поддерживает общую конструкцию бюджета и рекомендует палате принять документ в первом чтении. Одновременно он высказал ряд замечаний, которые, по мнению Комитета, следует учесть ко второму и третьему чтению. В частности, должны быть увеличены расходы на реальный сектор экономики, сельское хозяйство, национальную оборону. Следует также увеличить долю средств, направляемых в регионы для индексации зарплаты в бюджетной сфере.
Комментарии отключены.