Москва, 17 октября. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
UC Rusal выиграла в швейцарском суде и может требовать от "Таджикского алюминиевого завода" 274 млн долларов. Как пишут "Ведомости", эта сумма примерно равна 2.8% ВВП Таджикистана, и вряд ли деньги удастся взыскать.
Международный коммерческий арбитражный суд в Швейцарии 9 октября принял сторону дочерней компании UC Rusal — Hamer Investment Ltd и обязал «Таджикский алюминиевый завод» («Тадаз», принадлежит правительству Таджикистана) выплатить неустойку в размере 274 млн долл. за сорванные в 2003 г. поставки глинозема (112.7 млн долл. — ущерб, 147 млн долл. — проценты и 14.58 млн долл. — расходы на арбитраж). Об этом сообщила UC Rusal. Суд также отказал «Тадазу» во встречном иске, поданном против Hamer, на сумму 400 млн долл. Претензии завода состояли в том, что контракты заключались по коррупционной схеме, UC Rusal якобы знала об этом и использовала в своих интересах.
В проспекте эмиссии UC Rusal к IPO в 2010 г. говорилось, что в 2003-2004 гг. ее «дочка» Elleray Management Limited договорилась о поставках глинозема на «Тадаз». Стороны создали СП, в которое вошли Hamer Investment (на тот момент СП Elleray с «третьими лицами») и Ansol Ltd. (со стороны «Тадаза»). В декабре 2004 г. «Тадаз» приостановил производство и поэтому не стал продлевать контракт с Hamer на поставку сырья. В итоге в 2005 г. в Лондоне начались разбирательства, таджикская сторона подала иск, в котором обвиняла ряд ответчиков, включая основного владельца UС Rusal Олега Дерипаску, в причиненном ущербе, однако суд не стал слушать дело. В июне 2007 г. UC Rusal выкупила 100% Hamer и подала иск в арбитраж Швейцарии.
Для справки: «Тадаз» — единственный в Таджикистане производитель алюминия. В 2012 г. он произвел 272 тыс. 500 т металла, финансовые показатели не раскрываются. Связаться с представителями «Тадаза» и правительства Таджикистана вчера не удалось.
Адвокат, кандидат юридических наук по международному праву Андрей Некрасов отмечает, что по Кодексу об экономическом судопроизводстве Таджикистана решение иностранного арбитража может быть принудительно исполнено не позднее чем через три года со дня вступления его в силу. «Однако, несмотря на то что Таджикистан и присоединился к Конвенции ООН о признании арбитражных решений, страна не исполняет решения, связанные со спорами по недвижимости», — отмечает Некрасов. UC Rusal может потребовать исполнения решения швейцарского арбитража в таджикистанском суде, а если взыскать деньги не получится — добиваться банкротства предприятия, говорит эксперт. Будет ли UC Rusal добиваться банкротства «Тадаза», пока не ясно — представитель компании не ответил на этот вопрос.
Если «Тадаз» исполнит решение суда, то деньги могут пойти на погашение кредитов (см. график) и выплату процентов по ним или на покрытие дефицита бюджета UС Rusal, рассказывает источник, близкий к одному из акционеров UС Rusal.
Представитель UC Rusal не стал комментировать, куда и на какие цели будут потрачены причитающиеся по суду средства, отметив, что «деньги еще не получены, поэтому преждевременно говорить об их использовании».
Источник, близкий к одному из акционеров UС Rusal, сомневается, что компания сумеет взыскать деньги. «Едва ли UC Rusal удастся получить от "Тадаза" сумму, составляющую 2.8% ВВП страны и около 10% бюджета на 2014 г.», — соглашается аналитик "БКС" Олег Петропавловский. Согласно данным сайта президента Республики Таджикистан, ВВП страны составит в 2014 г. 48.5 млрд сомони, или 9.8 млрд долл. Но деньги алюминиевому холдингу очень нужны. Ежегодно у UC Rusal уходит на это 850 млн долл. - говорит аналитик «Ренессанс капитала» Борис Красноженов. За 2013 г. UC Rusal может получить 611.6 млн долл. дивидендов от «Норникеля». Но этих денег не хватит — нужны дополнительные поступления, отмечает Красноженов.
Комментарии отключены.