МОСКВА, 30 сен - Прайм, Екатерина Соболь. Новый виток переговоров о продаже «Домодедово», в который, по информации источников, включились «Роснефть» и «Новапорт», очень похож на продолжение сценария двухлетней давности, когда аэропорт так и не был продан. Вместе с тем, последние законодательные новшества и оптимальная сумма возможной сделки говорят о том, что Дмитрий Каменщик на этот раз действительно продает "Домодедово", считают эксперты, опрошенные агентством «Прайм».
История развивается на фоне заявлений российских властей о планах инвестировать значительные средства в развитие Московского авиационного узла. Президент РФ Владимир Путин дал понять, что все участники проектов должны находиться в российской юрисдикции и их бенефициары должны быть раскрыты. Минэкономразвития опубликовало соответствующий законопроект, и "Домодедово» тут же поспешил заявить, что все предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность в "Домодедово", находятся в российской юрисдикции, а их конечным собственником является Каменщик.
НОВЫЕ ПРЕТЕНДЕНТЫ
О том, что крупнейший российский аэропорт "Домодедово" могут приобрести структура "Роснефти" и холдинг "Новапорт" Романа Троценко, рассказали в понедельник агентству "Прайм" три источника: в самом московском аэропорту, в аэропортовом холдинге и близкий к федеральному правительству. Обсуждаемая сумма сделки - 4,7 миллиарда долларов, из них порядка 2,5 миллиарда долларов - стоимость топливно-заправочного комплекса, который, как предполагается, отойдет "Роснефти", говорит один из собеседников "Прайма". По его словам, остальное перейдет к "Новапорту".
В "Домодедово" факт подобных переговоров не подтвердили. Гендиректор "Новапорта" от комментариев отказался. Позднее пресс-служба компании официально опровергла эту информацию. В "Роснефти" ее пока не комментируют.
ПРЕДЫДУЩАЯ ПОПЫТКА
В 2011 году "Домодедово" тоже хотели купить лояльные властям группа "Сумма" Зиявудина Магомедова, "Альфа-групп" Михаила Фридмана и Германа Хана, "Ренова" Виктора Вексельберга и "Внуково-инвест" Виталия Ванцева. Однако стороны так и не договорились по цене. А некоторые из претендентов жаловались, что условия сделок постоянно менялись и было ощущение, что продавать аэропорт просто не хотят. В итоге аэропорт официально объявил, что не продается.
Как говорит источник "Прайма" в одном из бывших претендентов на аэропорт, в этот раз ситуация очень напоминает историю двухгодичной давности: сначала ("Новапорт", "Роснефть" и "Домодедово") подписали меморандум о взаимопонимании, потом договор был расторгнут. Сейчас переговоры в вяло текущей стадии, знает собеседник. Возможно, и в этот раз, Дмитрий Каменщик продолжает играть в какую-то игру, добавляет он.
Каменщику до сих пор удачно удавалось обходить указания госчиновников, продолжает собеседник. Их неформальное требование продать аэропорт он умело свел на нет, напоминает собеседник.
БУДЕТ ЛИ СДЕЛКА?
Сейчас "точно знаю, что продают", говорит федеральный чиновник.
"Точка невозврата в продаже аэропорта пройдена", - соглашается главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. Он напоминает, что под аэропорт уже пишутся законы и поручения (о необходимости раскрывать конечных бенефициаров, которые должны быть гражданами России). Цена, которую предлагают, если верить СМИ, достигла оптимума, считает Гусаров. В рамках несостоявшегося IPO "Домодедово" весной в 2011 года банки оценивали аэропорт примерно в 4,5 миллиарда долларов, в то время как претенденты в прошлом году готовы были отдать за него не более 3,5 миллиарда долларов, добавляет он.
В этой истории делать какие-либо выводы преждевременно, говорит руководитель аналитического отдела "Авиапорта" Олег Пантелеев. По его мнению, просочившаяся в СМИ информация может быть одним из рабочих вариантов с одним из претендентов и умелой игрой топ-менеджмента одной из сторон переговоров. Как эта сделка будет выглядеть в итоге, и будет ли она в принципе, вопрос, считает Пантелеев. Что касается интереса "Роснефти" к ТЗК "Домодедово", то об этом было известно давно. Правда, в прошлый раз партнером по этому проекту должна была выступать структура "Внуково-Инвеста" Виталия Ванцева, напоминает он.
Старт переговорам по продаже аэропорта был дан после теракта в аэропорту в начале 2011 года. Тогда власти не смогли найти конечного бенефициара аэропорта и поняли, что за происходящее в крупнейшей воздушной гавани страны по сути просто некого спросить.
Только в середине сентября 2013 года "Домодедово" заявило, что его конечным собственником является Дмитрий Каменщик. Заявление в СМИ еще не свидетельствует о том, что так оно и есть, что Каменщик владеет "Домодедово". "Нужны документы", - говорил чиновник на заявление аэропорта. А по документам владельцы "Домодедово", как и 10 лет назад, это два резидента о. Мэн — Джейн Петерс (64%) и Шон Каирнс (36%), следует из данных Кипрского реестра, где зарегистрированы активы аэропорта.
С такими владельцами оператору аэропорта может быть отказано не только в инвестициях, но и в передаче в управление взлетно-посадочных полос. Параллельно с этим Минэкономразвития в сентябре (так же из-за ситуации с "Домодедово") предложило законопроект, который требует раскрывать владельцев даже 1% стратегических объектов. Иначе скрытым владельцам пакета могут грозить сроки, а также отстранение от участия в совете директоров компании, говорит собеседник "Прайма", который участвовал в разработке этого законопроекта. Поэтому он склонен полагать, что на этот раз Дмитрий Каменщик "не играет".
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.