ПОВТОР - ОБОБЩЕНИЕ: Шаг вперед в деле Баумгертнера: квартира в Минске после месяца в СИЗО

МОСКВА, 27 сен - Прайм, Ксения Тимакова, Янис Мадни. Ситуация с задержанием гендиректора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера, который стал заложником калийного спора России и Белоруссии, похоже, сдвинулась с мертвой точки. После ряда встреч высшего руководства двух стран топ-менеджеру наконец изменили меру пресечения, о чем уже давно просили его адвокаты.

Ровно через месяц после ареста Баумгертнера перевели из СИЗО под домашний арест. Российская сторона расценивает это как шаг к разрешению непростой ситуации.

На этом фоне все активнее звучат разговоры о продаже пакета акций основного владельца "Уралкалия" Сулеймана Керимова. Список предполагаемых покупателей расширяется день ото дня. На этой неделе он пополнился группой "Онэксим" Михаила Прохорова.

Баумгертнер был задержан в Минске 26 августа на фоне прекращения сотрудничества «Уралкалия» с «Беларуськалием». Он обвиняется в злоупотреблении властью и служебными полномочиями. Аналогичные обвинения предъявлены и Керимову.

НОЧНОЙ ПЕРЕЕЗД

Мера пресечения Баумгертнеру была "неожиданно" изменена в ночь на четверг, сообщил его адвокат Алексей Басистов. "Ночью привезли в СИЗО постановление, сразу после явочным порядком отвезли на какую-то квартиру в Минске Он был помещен под домашний арест", - рассказал он РИА Новости.

По данным адвоката, сейчас глава калийной компании содержится в подобранной для него сотрудниками КГБ Белоруссии съемной трехкомнатной квартире в Минске под круглосуточным наблюдением четырех оперативников. "На условия он не жалуется. Со слов белорусских адвокатов, чувствует он себя неплохо", - отметил Басистов.

К Баумгертнеру допущена его мать, которая в среду прилетела в Минск в надежде на свидание с сыном в СИЗО.

При этом не исключено, что защита главы "Уралкалия" будет просить дальнейшего смягчения меры пресечения. По словам защитника Анны Славиной, сейчас адвокаты координируют свои действия "в связи с изменившимися условиями".

Басистов рассчитывает, что следующим шагом станет перевод Баумгертнера в Россию. О возможности экстрадиции ранее говорил президент Белоруссии Александр Лукашенко.

ДОМАШНИЙ АРЕСТ ЗА СВОЙ СЧЕТ

В соответствии с законодательством Белоруссии, домашний арест предусматривает запрет покидать жилище полностью или в определенное время, запрет на телефонные переговоры и корреспонденцию, общение с определенными лицами. За жилищем может быть установлено наблюдение, а самого арестованного могут обязать носить так называемое "электронное средство контроля".

Басистов сообщил, что электронный браслет на Баумгертнера не надевали, но ему запрещено покидать квартиру.

При этом он сам оплачивает свое содержание под домашним арестом: законы Белоруссии не предполагают выделения на такие цели государственных средств. "В присутствии Владислава адвокат заплатил денег бывшему там же арендодателю, заключил договор", - рассказал Басистов.

Помещение иностранного гражданина под домашний арест в Белоруссии является крайне редким или вовсе исключительным случаем, обращает внимание адвокат минского бюро "Терех, Неведовский и Партнеры" Дмитрий Петкевич.

"Насколько мне известно, в отношении иностранных граждан это не практикуется. Вообще случаи, чтобы КГБ снимало квартиру для содержания в ней обвиняемого под домашним арестом, мне в практике не встречались", - сказал он.

НАВЕРХУ ДОГОВОРИЛИСЬ?

Изменению меры пресечения Баумгертнеру предшествовал активный диалог высшего руководства России и Белоруссии в течение последней недели. В понедельник тему «Уралкалия» вкратце обсудили президенты РФ и Белоруссии на полях саммита ОДКБ в Сочи, сообщал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Источник, близкий к «Уралкалию», сообщил «Прайму», что изменение меры пресечения могло стать результатом договоренностей Владимира Путина и Александра Лукашенко.

В Следственном комитете Белоруссии, однако, заявили, что изменение меры пресечения связано с завершением основных следственных действий, "учитывая ходатайство родственников". Республиканская коллегия адвокатов сообщала, что мера пресечения могла быть изменена после обращения матери Баумгертнера к Лукашенко. Ее письмо было доставлено президенту Белоруссии во вторник.

В тот же день генпрокурор РФ Юрий Чайка посетил Минск для обсуждения ситуации с гендиректором «Уралкалия». Источник в Минске отмечал, что по итогам переговоров ожидается окончательное решение о том, будет ли Баумгертнер экстрадирован в Россию.

В среду премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что готов обсудить тему «Уралкалия» со своим белорусским коллегой Михаилом Мясниковичем в рамках Высшего Евразийского экономического совета в Астане. Об итогах встречи не сообщалось.

Песков в четверг сообщил, что Путин и Лукашенко вновь имели возможность пообщаться в ходе перелета из Гродно в Калининградскую область для совместных наблюдений за военными учениями, но затруднился сказать, поднималась ли тема "Уралкалия".

ПЕРВЫЙ ШАГ К СВОБОДЕ

Пресс-секретарь президента РФ не стал комментировать, почему Баумгертнера перевели под домашний арест именно в этот четверг. В пресс-службе премьер-министра РФ также пока воздерживаются от комментариев.

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров назвал помещение под домашний арест "движением вперед" в разрешении сложной ситуации. Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко выразила уверенность, что "ситуация с арестом Баумгертнера будет в ближайшем времени разрешена и введена в правовое поле".

«Уралкалий» расценивает перевод своего топ-менеджера под домашний арест как первый шаг на пути к снятию обвинений с сотрудников компании и скорейшему возвращению Баумгертнера в Россию.

При этом трудовой коллектив «Уралкалия» в четверг направил Лукашенко письмо с просьбой как можно быстрее освободить их гендиректора из-под стражи. Обращение подписали шесть тысяч сотрудников компании.

Российское посольство в Белоруссии приветствовало изменение меры пресечения топ-менеджеру «Уралкалия», отметив вместе с тем, что пока не знает его адреса и условий содержания.

На этом фоне все активнее обсуждается вопрос о том, кто может стать новым акционером российской калийной компании.

ПРЕТЕНДЕНТ № 8

Информация о том, что Керимов собирается продать свои 21,75% акций, появилась после того, как СК Белоруссии в начале сентября предъявил ему обвинения. С тех пор перечень предполагаемых претендентов на покупку непрерывно расширяется.

В среду в этот список попал "Онэксим", став в нем восьмым, а в четверг - два неназванных азиатских инвестора. Таким образом, в прессе фигурируют уже как минимум десять возможных покупателей.

Один азиатский акционер у калийной компании уже есть: на этой неделе китайская Chengdong Investment Corporation (CIC) конвертировала облигации, ранее выпущенные в ее пользу, в 12,5% акций "Уралкалия".

Ранее СМИ называли семерых возможных претендентов на долю в "Уралкалии": бывшего банкира и экс-главу Госстроя Владимира Когана; основателя "Русснефти" Михаила Гуцериева; предпринимателя Аркадия Ротенберга, уже владеющего активами в отрасли минудобрений; "Норникель" , банк "Россия" ; а также государственные "Роснефть" и "Роснефтегаз", возглавляемые Игорем Сечиным.

Однако у Когана, похоже, возникли проблемы. Источник "Прайма" сообщил, что управляющая компания Керимова "Нафта Москва" выдвинула новые требования нефинансового характера, которые "могут перевернуть сделку с ног на голову".

Коган до сих пор считался одним из основных возможных покупателей и даже выплатил аванс из общей предполагаемой суммы сделки в 3,7 миллиарда долларов. Источник отметил, что проблем с возвратом аванса не будет. Другой собеседник агентства, близкий к "Уралкалию", сообщил, что в данный момент у предпринимателя нет денег на сделку.

По оценке источника "Прайма", в ситуации возможного отказа Когана от дальнейших переговоров реальным претендентом на долю в "Уралкалии" станет "Онэксим".

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.