МОСКВА, 19 сен - Прайм. Дмитрий Сокуренко. Налоговый маневр, подготовленный властями для нефтяной отрасли и предполагающий поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и светлые нефтепродукты при одновременном повышении НДПИ, будет негативен для нефтекомпаний, считают аналитики. При этом эксперты разошлись во мнении, какие компании пострадают сильнее всего.
Правительство, по мнению экспертов, создает дополнительный стимул для роста цен на бензин и будет вынуждено вручную регулировать внутренний рынок топлива, лавируя между интересами производителей и потребителей.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ МИНФИНА
Минфин предложил повысить в 2014 году базовую ставку НДПИ на нефть с 470 до 491 рубля за тонну, что принесет в бюджет дополнительно 89,1 миллиарда рублей. В 2015 году ставка налога будет увеличена до 515 рублей, что даст дополнительно 197,1 миллиарда рублей. В 2016 году ставка окажется на уровне 545 рублей и принесет бюджету 331,8 миллиарда рублей.
Одновременно Минфин планирует поэтапно снижать экспортную пошлину на нефть с 60% до 59% от стоимости в 2014 году, 56% - в 2015 году и до 54% - в 2016 году. Это приведет к снижению доходов бюджета на 54,6 миллиарда рублей в 2014 году, 104,2 миллиарда рублей в 2015 году и 204 миллиарда рублей в 2016 году.
Ставка экспортной пошлины на светлые нефтепродукты снизится в 2015 году с 66% до 64% от ставки пошлины на нефть, а в 2016 году - до 62%. В результате бюджет РФ потеряет 25,4 миллиарда рублей в 2015 году и 56 миллиардов рублей в 2016 году.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Повышение налога на добычу нефти невыгодно для всех нефтекомпаний, тогда как снижение экспортных пошлин будет иметь неоднозначный эффект, считают эксперты.
"Повышение НДПИ, разумеется, негативно для всех компаний. В первую очередь для тех, у кого будет происходить рост объемов добычи в регионах не попадающих под льготное налогообложение. Можно предположить, что это будут прежде всего ЛУКОЙЛ и "Сургутнефтегаз" ", - сказал содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг.
Эксперт отмечает, что у "Газпром нефти" значительное число месторождений расположено в тех регионах, где действуют льготы. "Месторождения "Роснефти" в Восточной Сибири тоже по льготной системе налогообложения будут проходить", - говорит Бирг. По его мнению, рост налога на добычу в меньшей степени должен повлиять на "Башнефть", поскольку основные месторождения компании выработаны и на них действует понижающая ставка НДПИ.
Аналитик Альфа-банка Александр Корнилов полагает, что налоговый маневр будет особенно негативен для компаний, у которых возможности по добыче не дотягивают до того, чтобы обеспечить сырьем собственные перерабатывающие мощности. Такие компании вынуждены покрывать недостаток внутренними закупками, а цены на нефть на внутреннем рынке неизбежно вырастут после снижения экспортных пошлин, поясняет эксперт.
"В первую очередь, здесь приходят на ум "Башнефть" и "Альянс", у которых объемы переработки выше, чем добыча нефти, и они покупают объемы нефти со стороны для процессинга", - сказал Корнилов агентству "Прайм".
Снижение пошлин на нефть и светлые нефтепродукты будет выгодно нефтекомпаниям, у которых большая доля переработки и производства светлых нефтепродуктов, например, "Газпром нефти, считает Бирг. "У них большой объем выпуска нефтепродуктов и, соответственно, запасы рентабельности за счет того, что должен произойти рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке", - сказал Бирг.
РОСТ ЦЕН НА БЕНЗИН
"Если компаниям не дадут в достаточной мере отыграть увеличение (внутрироссийской - ред.) цены на нефть повышением цен на нефтепродукты в России - всем известно, что государство достаточно щепетильно относится к вопросу повышения цен на бензин, в частности, - то, в принципе, компании, безусловно, будут страдать от такого нововведения", - считает Корнилов.
Эксперт отмечает, что в целом налоговая нагрузка на компании не вырастет, но достаточно серьезно пострадает маржа нефтепереработчиков.
"Если крупные нефтекомпании это могут как-то компенсировать за счет перераспределения потоков, а именно - больше продавать нефтепродуктов на экспорт, чем внутри страны, то такие компании, которые сильно зависят от внутренних цен и внутренних закупок, безусловно, окажутся в проигрышном положении", - отмечает Корнилов.
С другой стороны, это будет происходить на фоне заморозки тарифов на транспортировку железнодорожным транспортом, напоминает Бирг. Поскольку расходы на транспортировку составляют достаточно существенную часть в структуре стоимости бензина и дизтоплива, то эта мера снизит давление на цену топлива, считает он.
ГДЕ ЛОГИКА?
Правительство, стремясь увеличить поступления в бюджет от нефтяной отрасли, своими действиями создает предпосылки для роста цен на топливо на внутреннем рынке, который потом ему придется сдерживать, считают эксперты.
"С одной стороны государство всегда достаточно ревностно относится к любому скачку цен на нефтепродукты внутри России, в частности на бензин, и в то же время подобными мерами по сути создает дополнительный стимул к тому, чтобы эти цены продолжали расти. Поэтому, логики здесь, честно говоря, видится мало", - заключает Корнилов.
Бирг считает, что правительство будет вынуждено сдерживать рост цен на внутреннем рынке топлива. "Я думаю, что без ручного регулирования не обойтись",- сказал он.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.