АНАЛИЗ: Генпрокуратура требует скидок в бизнес-класс

МОСКВА, 2 авг - Прайм. Правительство не первый год пытается бороться с высокими ценами на авиабилеты. И хотя вопрос обсуждался на самом высоком уровне, решение так и не было найдено. На этот раз к "крестовому походу" против дороговизны присоединился генпрокурор Юрий Чайка, обратившийся с письмом к президенту Дмитрию Медведеву. В нем Чайка пишет, что цены на места в эконом-классе завышены в 1,5 раза, а в бизнес-классе – в 2 раза.

Эксперты и представители отрасли, опрошенные агентством "Прайм", считают, что оценка гепрокурора не совсем корректна и вряд на что-то повлияет, при этом напоминая, что многичисленные предложения со стороны авиакомпаний и профильных ведомств, направленные на существенное снижение цен, уже готовы, но пока продолжают пылиться в недрах Госдумы, которая ушла в отпуск до сентября.

НЕЭКОНОМИЧНЫЙ ЭКОНОМ-КЛАСС

По данным газеты «Ведомости», в своем письме Медведеву Чайка ссылается на проверку, проведенную генпрокуратурой с привлечением ФАС, которая показала необоснованность высокой стоимости билетов на регулярные перевозки. Пассажирам навязываются дополнительные услуги, включенные в различные тарифы эконом-класса, и в результате стоимость билета вырастает в 1,5 раза, говорится в письме.

По мнению генпрокурора, причина такой ситуации в устаревших нормативах девяностых годов, которые вводились в то время, когда единственным перевозчиком в России был «Аэрофлот» , и потому не содержат механизмов рыночного регулирования. По этим нормам, продолжает Чайка, прибыль авиаперевозчика ограничена 20% от себестоимости перевозки.

Подход генпрокурора к оценке себестоимости не вполне корректен, сказал агентсву "Прайм" источник в одной из авиакомпаний. По его словам, о 20% речи не идет, маржа авиакомпаний на внутрироссийских перевозках не превышает 2%.

По данным "Аэрофлота", по итогам 2012 года производственные и административные расходы компании составили всего 10% (в 2011 году – 12%), основные же затраты – это авиатопливо (33%), содержание в исправном состоянии судов (23%), обслуживание в аэропорту (12%), содержание экипажей (7%), аэронавигационное обслуживание (5%), организация продаж и продвижение на рынок (6%) и обслуживание пассажиров на борту (4%).

ЧАЙКА ЖАЛУЕТСЯ НА ДОРОГОВИЗНУ БИЗНЕСС-КЛАССА

В письме Чайка также возмущается тем, что ценообразование не урегулировано и в бизнес-классе. Оказывая различные услуги, авиакомпании завышают себестоимость перевозки в 2 раза, пишет он. При этом зачастую только за счет продажи билетов в бизнес-классе удается продавать недорогие билеты в эконом-классе.

«Как правило, люди, летающие в бизнес-классе, знают, за что они платят деньги, и готовы платить за дополнительные услуги», - говорит аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. При этом он считает довольно тревожным, что этот вопрос комментирует генпрокуратура, когда по идее он должен контролироваться Минтрансом и Росавиацией.

В пресс-службе ФАС «Прайму» сказали, что ведомство не участвовало в проведение проверки, о которой говорит Чайка, а только предоставила документы по запросу генпрокуратуры. Пресс-секретарь вице-премьера Аркадия Дворковича в свою очередь сообщила, что по поручению председателя правительства этот вопрос сейчас рассматривается в Минтрансе.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЕСТЬ, НЕТ РЕШЕНИЯ

В своем письме Чайка просит Медведева поручить Минтрансу с участием заинтересованных органов принять комплекс мер, направленных на обеспечение доступности воздушного транспорта. При этом Минтранс уже давно разработал все зависящие от него поправки и отправил в Госдуму, однако решения по ним до сих пор не приняты. К слову, эти же поправки необходимы для создания в России бюджетных авиаперевозчиков.

Речь идет о том, чтобы позволить компаниям продавать так называемые невозвратные билеты, что, по оценке Минтранса и других профильных ведомств, позволит снизить цены на 10%. По оценке замминистра транспорта Валерия Окулова, в 2012 году из-за отсутствия системы невозвратных тарифов российские авиакомпании недополучили 36,8 миллиарда рублей, компенсировав это в ценах на билеты.

Другая идея Минтранса - разрешить нанимать на работу иностранных пилотов, что позволит существенно сократить их дефицит у отечественных компаний. Кроме того, министерство неоднократно предлагало отменить НДС при полетах внутри РФ, что, по его оценке, позволило бы снизить цены еще на 7%. Эта инициатива, впрочем, всегда встречала сопротивление со стороны Минфина.

Регулирование цен на авиатопливо и услуги по топливообеспечению, а также развитие конкуренции в этом секторе могло бы привести к снижению цен еще на 3%. В настоящее время в большинстве российских аэропортов только один топливо-заправочный комплекс, поэтому говорить о конкуренции в этой сфере не приходится. В то же время затраты на топливо достигают 30-40% в стоимости авиабилета.

Минтранс также предлагал увеличить количество регулируемых тарифов в аэропорту. В настоящее время регулируется только 5 сборов за аэропортовое обслуживание, 50 тарифов – нерегулируемые. При этом в столичном «Внуково», например, тариф за взлет-посадку для российских авиакомпаний -154,1 рубля за тонну взлетной массы, а в аэропорту Магадана – 1,609 рубля. Ограничение цен по аэропортовым услугам могло бы привести к снижению до 3%.

НЕТ РЕШЕНИЯ - НЕТ ЛОУКОСТЕРА

Помимо этого уже разработаны поправка, которые позволят авиакомпаниям не включать в стоимость билета плату за провоз багажа и питание на борту воздушного судна, что также позволит снизить цены, сказал «Прайму» начальник управления контроля транспорта и связи Дмитрий Рутенберг. Соответствующие нормативные акты, впрочем, еще не прияты.

Нерешенность всех этих вопросов тормозит появление российского бюджетного перевозчика, который сможет продавать билеты на 20-40% дешевле среднерыночных и отчасти решит проблему дорогих билетов. Даже "Аэрофлот", совет директоров которого уже одобрил создание дочернего лоукостера, может отказаться от этой идеи, если государство не примет поправки в законодательство, необходимые для его работы, говорил гендиректор перевозчика Виталий Савельев.

«У нас нет лоукостеров - вот это действительно проблема. Если пассажир предпочитает не есть в самолете, и у него нет багажа и расстояние между креслами не критично, у него должен быть выбор - платить за такие блага или нет. А если вы хотите удобное время, поесть-попить и с комфортом долететь до пункта назначения - пожалуйста, платите за это. Поэтому для полетов по бизнесу выбирают «Аэрофлот», а туристы выбирают между представителями четверки ("Трансаэро" , "ЮТэйр" , "Аэрофлот", S7 Group», - сказала "Прайму" Елена Садовская из RMG.

В то же время эксперты сходятся во мнении, что ни на рынок, ни на деятельность «Аэрофлота» заявление генпрокуратуры не повлияет.

«Я не думаю, что такие заявления повлияют на деятельность «Аэрофлота», рентабельность перевозчика и так снижается - в нагрузку дали региональные компании, которые «Аэрофлот» до сих пор приводит в порядок. Логичным ответом будет создание лоукостера, которое планируется в краткосрочной перспективе», - считает Садовская.

Шенк из "Инвесткафе" также добавил, что пока в словах представителей силовых ведомств не будет конкретных призывов к действиям, инвесторы будут сдержанно реагировать на их заявления. По словам Шенка, Чайка не внес ясности по данному вопросу, хотя и неопределенности тоже не добавил. 

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.