МОСКВА, 26 апр - Прайм. Глава РЖД Владимир Якунин раскрыл одну из главных интриг последних приватизационных сделок - продажи порта "Ванино" : оказывается, приобретение этого актива металлургической компанией "Мечел" профинансировал НПФ "Благосостояние", подконтрольный железнодорожной монополии. Между тем, "Мечел" продолжает утверждать, что сделку профинансировал консорциум инвесторов.
Порт "Ванино" входит в пятерку крупнейших морских портов России на Дальнем Востоке и в десятку по стране. Порт переваливает уголь, цветные и черные металлы, лес и пиломатериалы, руду, контейнеры, автотехнику. Грузооборот "Ванино" в прошлом году упал на 9% - до 5,4 миллиона тонн, из них на перевалку угля пришлось 1,2 миллиона тонн.
ПОЧЕМ ПОРТ
"Мечел" через свою структуру "Мечел-Транс" в конце 2012 года выиграл аукцион по продаже госпакета "Ванино" (73,3% обыкновенных акций, или 55% уставного капитала), заплатив за актив 15,5 миллиарда рублей. Эксперты тогда заявили, что покупатель переплатил (стартовая цена составляла 1,5 миллиарда рублей). Позже "Мечел" продал инвесторам большую часть пакета, оставив у себя всего 1,5% обыкновенных акций. Теперь 71% акций порта находится в трех кипрских офшорах, собственники которых теряются на Британских Виргинских островах.
Сделка поразила не только своей дороговизной, но и непрозрачностью, чем смутила первого вице-премьера Игоря Шувалова. И хотя, по мнению Росимущества, приватизация "Ванино" прошла без юридических нарушений, в будущем правительство в таких сделках намерено работать с реальными покупателями активов.
Покупку акций порта по неоправданно высокой цене профинансировал консорциум инвесторов, сообщил "Прайму" в пятницу представитель "Мечела". "В соответствии с условиями финансирования, состав участников консорциума не раскрывается", - сказал собеседник агентства.
Возможно, цена госпакета "Ванино" и не столь запредельна, если принять во внимание, что на него может быть распространен режим особой экономической зоны по аналогу с "Советской гаванью". В этом заинтересован не только "Мечел", но и СУЭК, "Базэл" и "Сахатранс", строящие терминалы. Со своей стороны, правительство содействует строительству Совгаванской ТЭЦ. Решения о придании "Ванино" этого статуса еще нет, но шанс велик, так как в порту создается мультимодальный транспортный кластер.
"МЕЧЕЛ" ЕДЕТ, ЕДЕТ
Интерес "Мечела" к "Ванино" понятен: его «дочка» ХК "Якутуголь", входящая в ОАО "Мечел-Майнинг", разрабатывает Эльгинское угольное месторождение, крупнейшее в мире, с запасами более 2,1 миллиарда тонн. Добыча угля на месторождения началась в августе 2011 года и к концу года составила около 200 тысяч тонн. К 2015 году "Мечел" планирует выйти на уровень добычи в 9 миллионов тонн угля в год. Инвестиции в первый этап освоения месторождения оцениваются в 33-35 миллиардов рублей. Это главный проект металлургической компании в настоящий момент.
В пятницу председатель совета директоров и основной владелец "Мечела" Игорь Зюзин обсуждал возможности финансирования разработки Эльгинского месторождения с главой Сбербанка Германом Грефом. Подробностей стороны не сообщили.
Очевидно, что вывозить такие объемы угля с месторождения, расположенного в удаленном районе Якутии, можно только железной дорогой. Однако перевозка угля до портов ограничена пропускной способностью железной дороги. Решить проблему можно расширив ветку от Эльгинского месторождения к порту "Ванино", к которому подходят две магистрали - Транссибирская и Байкало-Амурская. Модернизация части участков заложена в инвестпрограмму РЖД и обойдется примерно в 45 миллиардов рублей. Проект включает также реконструкцию станции, прилегающей к железной дороге "Мечела" к Эльгинскому месторождению, заявил недавно Зюзин.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ДОЛЯ
Глава «Мечела» также рассказал, что идет постепенное расширение БАМовского направления, в частности, недавно был запущен Кузнецовский тоннель, который увеличит пропускную способность на 10-15 миллионов тонн, особенно в направлении Ванинского транспортного узла.
По словам Зюзина, дорога к месторождению строилась без привлечения средств государства. Она оказалась существенно сложнее, чем планировалось: например, на 300-километровом участке пришлось построить 76 мостов, что привело к удорожанию проекта и увеличению сроков. Зюзин также посетовал на будущие сложности в эксплуатации. Расширение БАМа важно «Мечелу» и с точки зрения поставок с другого угольного месторождения компании – Нерюнгринского, хотя запасы там ограничены - осталось еще на 15-20 лет при нынешней интенсивности добычи.
Как сообщили "Прайму" в РЖД, в этом году и до 2016 года, помимо Кузнецовского тоннеля, делается расшивка участка "Комсомольск-на-Амуре - Ванино". Кроме того, в случае положительного решения в текущем году РЖД будет делать проект документации по расшивке участка "Тында - Комсомольск-на-Амуре". Из каких средств будет финансироваться последний проект, будет определено после оценки его рентабельности.
Самый дешевый путь экспорта угля - морской, а ближайшие порты как раз "Ванино" и "Посьет", принадлежащий «Мечелу». "Якутуголь" в минувшем году реализовал 9 миллионов тонн угля, из которых почти 60% ушло на экспорт.
Основным потребителем угля, поставляемого из портов Дальнего Востока, является Китай. Так, в марте этого года Mechel Carbon (сингапурская «дочка» "Мечела") подписала соглашение с китайской сталелитейной госкомпанией Baosteel Resources о ежегодных поставках коксующегося угля в объеме 960 тысяч тонн. До марта "Мечел" напрямую поставил 252 тысячи тонн коксующегося угля на крупные металлургические предприятия Baosteel в Шанхае, Гуандонге, Чжиансу и Шеньжене.
УТОЧНЕНИЕ РОЛЕЙ
Глава НПФ «Благосостояние» Юрий Новожилов сказал «Прайму», что фонд намерен купить облигации совместного проекта РЖД и "Мечела" по увеличению перевалки в порту "Ванино" и мощностей Эльгинского месторождения.
Он не стал комментировать заявления Якунина о покупке фондом акций порта "Ванино". Более того, согласно инвестдекларации НПФ, напрямую фонд может покупать только акции из котировального списка "А1" Московской биржи. Сумма инвестиций "Благосостояния" в инфраструктурные облигации пока не определена.
Всего РЖД хотят выпустить инфраструктурные бумаги на 300 миллиардов рублей. Ежегодно железнодорожная монополия планирует размещать такие бумаги на 100 миллиардов рублей. Инфраструктурные облигации считаются одним из механизмов финансирования "длинных" проектов РЖД со сроком окупаемости 15-20 лет, которые компания не может реализовать за счет заемных средств. Покупателями бумаг, по замыслу властей, будут Внешэкономбанк и госфонды.
Дальний Восток как перевалочный пункт для угля интересует также миллиардера Геннадия Тимченко, который планирует построить в регионе два угольных терминала.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.