Россия в ближайшее время намерена объявить о выходе из совместного с Украиной проекта по созданию военно-транспортного самолета Ан-70. Об этом, как сообщает "КоммерсантЪ", 7 апреля заявил главком ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов.
По его словам, России такой самолет не нужен, а новый транспортник она будет строить с Индией. При этом главком сослался на мнение вице-премьера-министра обороны Сергея Иванова, который также считает, что Ан-70 перешел в разряд тяжелых ВТС, а такой, но лучший транспортник у нас есть свой - Ил-76. "Нет смысла продолжать программу Ан-70, и мы не будем делать этого", - подытожил главком ВВС. Он также напомнил, что ОКБ имени Ильюшина и корпорация "Иркут" совместно с индийской компанией HAL уже приступили к созданию среднего транспортного самолета на базе проекта Ил-214.
Ответ В.Михайлову сразу же дал секретарь совета национальной безопасности и обороны Украины Анатолий Кинах, призвавший усилить работу по использованию Ан-70 для нужд собственных ВВС и начать искать других партнеров, пока проект еще не устарел и не перестал быть конкурентоспособным. А министр промышленной политики Украины Владимир Шандра заявил, что проект создания Ан-70 будет реализован и без России. По его словам, Киев продолжит реализацию программы, вкладывая собственные средства, а также средства (неназванных им) западноевропейских партнеров. Министр экономики Украины Арсений Яценюк высказался еще более конкретно: он считает, что теперь партнерами Киева в проекте Ан-70 могут стать все, "начиная от Airbus и заканчивая Boeing". Правда, в компании Airbus заявили, что для них приоритетным является проект А400М, а в Boeing сообщили, что пока не получали официального приглашения от компании "Антонов".
Впрочем, слова генерала В.Михайлова, за которыми, видимо, в ближайшее время последует официальное заявление Москвы о выходе из проекта Ан-70, сенсацией не стали. Во-первых, о своем недовольстве этой машиной россияне говорили и раньше. Во-вторых, до 2005 г. Москва финансировала работы по Ан-70 согласно государственной программе вооружения, а в разрабатываемой сейчас программе на период 2007-2015 гг., по информации ряда источников, выделение средств для продолжения работ над этим самолетом не запланировано. Наконец, в-третьих, стремление Украины вступить в НАТО подталкивает Москву к постепенному свертыванию военного и военно-технического сотрудничества с Киевом, происходящему сейчас по многим направлениям.
Напомним, что к созданию самолета Ан-70, призванного заменить Ан-12, в СССР приступили 20 лет назад. После распада СССР Москва взяла на себя обязательства по финансированию проекта в размере 72%, а Киев - 28%. При этом Россия и Украина должны были стать крупными заказчиками Ан-70, закупив для своих ВВС соответственно 164 и 65 машин. К 2006 г. было построено 3 самолета для испытаний, из которых один разбился в феврале 1995 г. под Киевом, 2-й тоже потерпел аварию (в январе 2001-го под Омском), но восстановлен и летает до сих пор. Сначала планировалось развернуть сборку Ан-70 на авиазаводах в Киеве и Самаре, затем последнюю заменили Омском. Но в России ни одного, даже опытного самолета до сих пор не построено. А планировавшиеся Москвой к поставке в Чехию в счет погашения госдолга три Ан-70 были в прошлом году заменены на три Ил-76МФ. Кроме того, в 2002 г. от использования адаптированного под условия НАТО Ан-70 в пользу европейского А400М отказался Североатлантический альянс. В настоящее время лишь киевский завод "Авиант", в соответствии с заключенным в 2001 г. контрактом, ведет сборку первых 5-ти серийных Ан-70 для украинских ВВС. Всего минобороны Украины заказало 10 машин, которые должны быть выпущены до 2010 г.
До 2003 г. сведения о ходе работы над Ан-70 были общественности недоступны. Первым публично о недостатках самолета в январе 2003 г. заговорил главком В.Михайлов. Он дал понять, что Ан-70 не нужен ни военной, ни гражданской авиации - прежде всего из-за большого числа замечаний и шумности установленных на нем двигателей Д-27, созданных компанией "Мотор-Сiч" (Запорожье). Ведь модернизировать не отвечающие требованиям ICAO двигатели невозможно, а их замена другими привела бы к ухудшению технико-экономических показателей машины. К тому же Ан-70 получился "перетяжеленным" и попал в класс тяжелых транспортников Ил-76, в которых ВВС России недостатка не испытывают.
Грядущий "развод" Москвы с Киевом будет непростым. Украинская сторона настаивает на выплате задолженности в размере 48.2 млн долл. и неустойки. Россия, как сообщил источник в Минобороны, будет настаивать на "нулевом" варианте. Он предусматривает проведение независимого аудита проекта Ан-70, после чего Украина должна будет возвратить России все затраченные ею средства. В ответ Москва заявит о выходе из программы, и лишь после этого Киев сможет предпринимать самостоятельные шаги по привлечению к созданию Ан-70 других партнеров. По некоторым сведениям, проект Ан-70 станет предметом обсуждения на 1-м заседании правительственной военно-промышленной комиссии под председательством С.Иванова в апреле 2006 г. А окончательно "развод" может быть оформлен на встрече президентов России и Украины Владимира Путина и Виктора Ющенко в мае этого года.
Как ранее сообщалось, в 1996 году Украина заключила контракт с Пакистаном на продажу 320 танков Т-80УД на сумму 650 млн долл. 80% комплектующих, включая артиллерийские системы и электронику, Киев импортировал из России. В феврале 1997 г. Москва заявила о прекращении поставок комплектующих. Это решение эксперты объясняли нежеланием России допустить усиление военного потенциала Пакистана в ущерб стратегическому партнеру Москвы Индии. В марте 1998 г. Киев заявил о налаживании собственного производства танков Т-84 (на базе Т-80УД), и их поставки в Пакистан возобновились.
К 2007 г., по сведениям ряда источников, Минобороны РФ прекратит заказывать выпускаемые Южным машиностроительным заводом (Днепропетровск) спутники радиотехнической разведки "Целина-2" и ракеты-носители "Зенит-2". Кроме того, ввод в строй радиолокационной станции (РЛС) высокой заводской готовности "Воронеж" системы предупреждения о ракетном нападении под Армавиром (Краснодарский край) в 2008 г. позволит Москве отказаться от использования украинских РЛС "Днепр" близ Мукачева и Севастополя. Точка в двустороннем военном сотрудничестве должна быть поставлена в 2017 г., когда Черноморский флот должен завершить перебазирование из украинского Севастополя в Новороссийск.
Вчера телекомпания ВВС сообщила, что военно-воздушные силы Индии решили отказаться от дальнейшего использования сверхзвуковых самолетов-разведчиков МиГ-25Р и созданной на их базе учебной версии МиГ-25РУ. Последние 4 машины этой марки из 8-ми, купленных у СССР в 1979-1981 гг., будут сняты с вооружения 1 мая этого года. "Для нас это будет печальное событие", - заявил официальный представитель индийских военно-воздушных сил. Впрочем, как стало известно, списание индийских МиГ-25 закономерно: машины не только полностью выработали заложенный в них 25-летний технический ресурс, но и морально устарели. А от предложенной в свое время Москвой программы модернизации этих машин в Дели отказались. В то же время, как сообщил источник в "Рособоронэкспорте", переговоры о приобретении Индией партии новых сверхзвуковых самолетов МиГ-31Э затянулись. Однако источник не исключил, что уже в этом году между Москвой и Дели может быть подписан контракт, предусматривающий закупку от 8-ми до 10-ти машин этой марки для индийских ВВС.
Комментарии отключены.