МОСКВА, 1 апр - Прайм. Президент РФ Владимир Путин предложил ограничить выплаты, которые получают топ-менеджеры при досрочном расторжении трудового договора – так называемые "золотые парашюты". Эксперты считают такое предложение оправданным и не видят особых проблем с внесением соответствующих поправок в трудовое законодательство.
Заявление президента сделано спустя два дня после того, как в отставку был отправлен глава подконтрольной государству компании "Ростелеком" Александр Провоторов, выходное пособие которому составит 233 миллиона рублей, включая "золотой парашют" в 201 миллион рублей.
В декабре 2012 года совет директоров "Норильского никеля" досрочно прекратил полномочия гендиректора компании Владимира Стржалковского. Его "золотой парашют" в 100 миллионов долларов в разы превышает выплаты Провоторову, но и ситуации разные: "Норникель", в отличие от "Ростелекома", является абсолютно частной компанией.
"Эта тема обсуждается не только в нашей стране, но и практически во всех экономиках мира, особенно в так называемых развитых, где практика "золотых парашютов" применяется давно", - сказал Путин на заседании Общероссийского народного фронта (ОНФ), призвав последовать мировой практике. Он добавил, что лимиты не должны дестимулировать эффективный менеджмент высокого класса, но все-таки здравые ограничения должны быть.
После кризиса 2008-2009 годов "финансовая двадцатка" приняла рекомендации по ограничению таких выплат, но только применительно к руководителям банков. Страны G20, в число которых входит Россия, взяли на себя обязательства разработать систему оценки труда топ-менеджеров кредитных организаций. Оплата труда в банках, согласно рекомендациям "финансовой двадцатки", должна строиться на основе этой системы, чтобы исключить ситуации, когда "банк в убытках, а менеджер в Bentley". Но это всего лишь рекомендации: вводить такие ограничения на национальном уровне или нет, страны решают самостоятельно.
ОСОБЫЙ ПУТЬ
"У России даже в вопросе о "золотых парашютах" оказался "особый путь". Если в остальном мире скандалы на эту тему вспыхивают в основном вокруг банков и частных корпораций, то у нас все чаще вокруг госкомпаний и монополий", - заявил агентству "Прайм" зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам Сергей Доронин из "Справедливой России".
До 2012 года "золотые парашюты" в России даже не облагались налогами, но с начала прошлого года вступили в силу нормы, согласно которым при увольнении работника взымается налог в 13% от суммы выплаты, превышающей его трехкратный средний месячный заработок.
"Существование "золотых парашютов" в РФ необходимо в связи с тем, что рынок является развивающимся и для него не редкость враждебные поглощения, одним из методов защиты от которых и является "золотой парашют". Также "парашют" является нормой для опытных управленцев", - сказала аналитик "Инвесткафе" Дарья Пичугина.
Средний объем таких выплат в США, по ее словам, составляет 12% от прибыли, полученной корпорацией за предыдущий год, или 1,7% от рыночной стоимости ее обыкновенных акций. "Для российских госкомпаний вполне возможно снизить этот показатель вдвое, тогда парашюты станут серебряными или жестяными", - полагает Пичугина.
В мировой практике термин "золотой парашют" используется применительно к компенсациям топ-менеджменту. "Серебряные парашюты" получают менеджеры среднего звена, а "жестяные парашюты" - рядовые работники. Размеры выплат этим категориям, естественно, существенно скромнее.
СЛОЖНО, НО МОЖНО
Первый зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Валентин Межевич поддержал предложение президента, но признал, что ввести такие ограничения на законодательном уровне будет затруднительно, так как требования к разным копаниям должны быть разными.
"Я поддерживаю предложение президента, должен быть разумный предел выплат, который должен быть увязан с ответственностью топ-менеджера, интенсивностью его труда и квалификацией", - сказал Межевич. Он подчеркнул, что должна учитываться и финансовая ответственность топ-менеджера при реализации проектов.
Руководитель практики трудового и миграционного права "Пепеляев Групп" Юлия Бороздна не видит больших проблем в законодательном регулировании этого вопроса. Она напомнила, что Трудовой кодекс РФ устанавливает минимальный предел выходных компенсаций для топ-менеджеров.
"Предусмотрено, что минимальная компенсация должна составлять не меньше его трехкратного среднемесячного заработка (но это следует применять только в определенных случаях, например в случае досрочного расторжения договора) либо ему выплачивается компенсация в размере, который определяется трудовым договором", - отметила Бороздна. "Если устанавливать такие ограничения для коммерческих организаций, это следует делать на уровне трудового законодательства", - полагает она.
В настоящее время вопросы, связанные с выплатой бонусов и компенсаций, решаются на уровне соглашений между работником и работодателем и находятся под контролем управляющих органов. "В зависимости от требований устава соответствующей компании, такие условия в обязательном порядке должны быть согласованы либо общим собранием участников, либо советом директоров, либо другим корпоративным органом", - сказала эксперт.
ДЕПУТАТЫ ГОТОВЫ ВНОСИТЬ
Депутаты Госдумы уже готовы реализовать поручение президента и внести в парламент соответствующие поправки, сообщил агентству "Прайм" глава думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский.
"Надо посмотреть, как к этому вопросу правильно подойти и, соответственно, используя мировой опыт, эти выплаты ограничить. Мы еще его изучим, посмотрим и внесем инициативы. Второпях этого делать не стоит", - сказал депутат-единоросс.
"Надо пересматривать такие трудовые отношения в принципе. Просто нельзя такие бонусы обещать при увольнении и платить топ-менеджерам, которых увольняют за то, что они, например, не справились со своими обязанностями", - отметил Руденский.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.