ПОВТОР - Инвестирование средств ФНБ в инфраструктуру ставит под угрозу бюджетное правило - ВШЭ

МОСКВА, 19 дек - Прайм. Предложение президента РФ Владимира Путина направить 100 миллиардов рублей из средств ФНБ на финансирование инфраструктурных проектов ставит под угрозу выполнение бюджетного правила, полагают эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ).

«Это решение, по сути, возвращает в бюджет те «мягкие ограничения», от которых должно было спасти бюджетное правило – ведь верхний предел вложений в национальную экономику за счет нефтегазовых доходов Путин не обозначил», - говорится в очередном бюллетене Центра развития НИУ ВШЭ "Новый КГБ (комментарии о государстве и бизнесе)".

Бюджетные правила, утвержденные поправками в Бюджетный кодекс РФ, вводят ограничения для использования нефтегазовых доходов бюджета. Согласно этим нормам, правительство может направить на инфраструктурные проекты половину дополнительных нефтегазовых доходов бюджета после достижения Резервным фондом величины 7% ВВП.

Президент решил обойти указанное ограничение и предложил начать тратить 100 миллиардов рублей из средств ФНБ на приобретение инфраструктурных облигаций уже в 2013 году. «Хотя, как правило, увеличение инвестиций в инфраструктуру служит хорошим инструментом для стимулирования экономического роста (не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе) – здесь как никогда критично конкретное направление вложений и не только с точки зрения окупаемости», - полагают эксперты ВШЭ.

«На наш взгляд, РЖД и «Газпром» могли бы профинансировать свои инвестпрограммы и без этих источников – как говорится, за счет внутренних резервов. А вот как-то смягчить проблему с недостатком инвестиций в инфраструктуру (например, ЖКХ) на региональном уровне эти средства помогли бы», - говорится в бюллетене.

Анализируя бюджетное послание президента РФ, аналитики отмечают озабоченность президента по поводу замедления экономического роста и его перспектив в последующие годы.

«На словах самые большие надежды на ускорение роста экономики Путин связывает с реформами, облегчающими жизнь предпринимателям», - отмечают авторы исследования.

Однако они предостерегают власть от излишнего оптимизма в плане ожидаемого эффекта от предложенных президентом мер. Эффект от изменений будет проявляться постепенно, полагают эксперты.

«Более быстрый и, самое главное, существенный эффект возможен в случае сопровождения этих изменений каким-то заметным импульсом, повышающим доверие к судам, к верховенству закона, к государству, в целом», - полагают эксперты, признавая, что на практике пока наблюдается обратная ситуация.

Просьба президента к Центральному банку «подумать» о механизмах формирования в экономике «длинных» и «дешевых» кредитных ресурсов авторы исследования назвали «ящиком Пандоры». «С одной стороны, нельзя не согласиться с президентом в том, что длинные деньги в экономике нужны. Но с другой, странно слышать постановку этой задачи от политика, который только что (несколько недель назад) разрушил механизм формирования тех самых длинных денег, утвердив Стратегию пенсионной реформы, разрушающей накопительную систему», - говорится в исследовании.

«Надежд на то, что Центральный банк сможет подменить пенсионные накопления, наверное, все-таки, ни у президента, ни у его советников нет. Но вот китайский опыт таргетирования кредитной активности хотя бы только госбанков им явно по вкусу. Думается, и госбанки будут рады введению этого механизма – ведь возможность выдавать кредиты и не стремиться к их возврату дорогого стоит», - полагают эксперты ВШЭ.

Авторы бюллетеня среди последствий такого шага видят рост коррупции, ускорение оттока капитала, постепенный разгон инфляции.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.