Доля ГТК в налоговой составляющей федерального бюджета постоянно растет: если в 1995 г она равнялась 22%, то в 2000 г. - выросла до 38%. В I полугодии 2001 г. доля ГТК составила 34%. Об этом говорится в сообщении пресс-службы ГТК, посвященном 10-летию образования Гостаможкомитета.
Одновременно увеличивается и доля таможенных платежей в ВВП. В 1995-1996 гг. она не превышала 2%, а в 2000 г. увеличилась до 5.3%. В первой половине 2001 г. этот показатель составил около 5%.
ГТК был образован в 1991 г согласно Указу Президента РФ "О государственном таможенном комитете Российской Федерации" от 25.10.1991 г. С принятием в 1991 г. Таможенного кодекса СССР и Закона о таможенном тарифе СССР таможенное законодательство стало обретать черты целостности и системности. Но с распадом Союза встал вопрос о концептуально новых подходах и принципах регулирования таможенного дела.
Таможенный кодекс России, принятый в 1993 г., - основной таможенный закон периода формирования рыночных отношений в России и ее интегрирования в мировое хозяйство. Это комплексный закон, регулирующий разнообразные по природе процессы, относящиеся к различным сторонам российского права - административному, финансовому, гражданскому, уголовному, отчасти международному. Также базовыми законодательными актами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность и определяющими роль таможенных органов в этом процессе, являются Налоговый кодекс Российской Федерации, законы "О валютном регулировании и валютном контроле", "О таможенном тарифе", "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "О службе в таможенных органах Российской Федерации". Таможенное законодательство является сегодня одной из наиболее быстро развивающихся отраслей российского законодательства, а таможенное право занимает важное место в российской юридической и экономической науке.
Вместе с тем, совершенно очевидна настоятельная потребность в реформировании таможенного законодательства. За время, прошедшее с момента принятия ТК, произошли серьезные изменения в действующем конституционном, административном, финансовом, налоговом, уголовном законодательстве. Потребность в подготовке новой редакции Таможенного кодекса вызвана практическими проблемами развития экономики и внешней торговли России, необходимостью сближения российского таможенного законодательства с международными стандартами в этой сфере. В настоящее время новый таможенный кодекс прошел первое чтение в Государственной Думе, завершается подготовка этого документа ко второму чтению. Следует особо отметить, что в ГТК России выстроена целостная система взаимоотношений с органами законодательной и исполнительной власти по вопросам законопроектной деятельности. Налажена повседневная работа с комитетами Госдумы, депутатскими объединениями. В 2001 г. ГТК России принимает участие в разработке более 60 законопроектов. С января по сентябрь рассмотрено свыше 120 депутатских запросов. Эксперты ГТК участвовали в подготовке законов "О лицензировании экспорта и импорта товаров в РФ", "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли", "Об основах государственной системы предупреждения преступлений", "О закупках и поставках продукции для государственных нужд", "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "О валютном регулировании и валютном контроле", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем" и многих других. Таможенный комитет продолжает работу над предложениями по модернизации импортного Таможенного тарифа. Последние предложения ГТК были учтены при подготовке правительственного постановления, согласно которому с 1 октября 2001 г. вводятся новые ставки импортных пошлин.
Комментарии отключены.