МОСКВА, 8 июн - РИА Новости. Приход группы «Сумма» Зиявудина Магомедова в качестве стратегического инвестора в «Объединенную зерновую компанию» (ОЗК), владеющей контрольным пакетом в «Новороссийском комбинат хлебопродуктов» (НКХП), поможет разработать единую стратегию развития зерновых терминалов Новороссийского транспортного узла (НТУ), что позволит снизить затраты экспортеров зерна, считает Национальная ассоциация экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП), созданная весной 2011 года крупнейшими экспортерами зерна.
Об этом говорится в письме, направленном НАЭСП первому вице-премьеру Игорю Шувалову (копия письма имеется в распоряжении агентства «Прайм»).
В письме ассоциация заявляет, что поддерживает решение совета директоров ОЗК о выборе группы «Сумма» в качестве стратегического инвестора, и считает, что новый акционер, имея «высокую компетенцию в развитии транспортно-логистических активов на Балтике и Дальнем Востоке, а также в строительстве крупных инфраструктурных объектов», способен эффективно решать задачи, поставленные государством перед ОЗК — увеличение объемов экспорта зерна, модернизацию и строительство элеваторов и портовых терминалов.
Сегодня НТУ, говорится в письме, — это ключевая точка перевалки российского зерна морем, опирающаяся в первую очередь на мощности «Новороссийского морского торгового порта» (НМТП), «Новороссийского зернового терминала» (НЗТ, принадлежит НМТП), и НКХП. При этом 50,1% НМТП с 2011 года принадлежит «Сумме» и «Транснефти» , а 51% акций НКХП принадлежит ОЗК.
В конце мая совет директоров ОЗК выбрал стратегическим инвестором группу "Сумма" (а именно ее «дочку» - ООО «Инвестор»), которая предложила за пакет в размере 50% минус одна акция после дополнительной эмиссии 5,951 миллиарда рублей, что оказало на 226 миллионов рублей больше, чем предложил второй претендент — группа «Русагро». После того, как структура "Суммы" выкупит допэмиссию, она станет владельцем 50% минус 1 акция ОЗК.
«Единая стратегии развития зерновых терминалов НТУ, которая может появиться после покупки допэмиссии ОЗК компанией, входящей в группу «Сумма», даст российским экпортером дополнительные конкурентные преимущества на зарубежных рынках, что повысит их эффективность», - говорится в письме НАЭСП.
В частности, совместное планирование операционной деятельности НМТП, НЗТ и НКХП позволит приступить к созданию единой диспетчерской службы для трех экспортных терминалов. Этот шаг без позволит увеличить пропускную способность НТУ на 20-25% за счет гармонизации работы железнодорожных, логистических и сюрвейерских служб, стивидоров и т.д.
Кроме того, совместное планирование железнодорожного грузопотока с учетом всех составов, отправленных в адрес НТУ, сводит практически к нулю риск объявления конвенций.
Ассоциация также отмечает, что взаимодействие терминалов позволит организовать значительную долю поставок зерна в виде так называемых «маршрутных отправок», то есть осуществлять формирование судовых партий еще на линейных элеваторах внутри страны перед их отправкой железнодорожным маршрутом в порт. «Это сможет снизить стоимость перевозки для экспортеров на 10%», - подсчитали в НАЭСП.
Организация также ожидает, что инвестпрограмма новороссийских терминалов в дальнейшем будет более сбалансированной, та как совместное планирование позволит избежать «удвоения» инвестзатрат, и такое развитие событий, соответственно, позитивно скажется на себестоимости услуг для операторов зернового рынка.
«Мы видим реальные предпосылки для увеличения в сжатые сроки мощности НТУ по перевалке зерна на 5-7 миллионов тонн в год при снижении инфраструктурной нагрузки на операторов зернового рынка на 15-20% при сохранении условий рыночной конкуренции и равного доступа к инфраструктуре», - добавляется в письме.
Ассоциация утверждает, что при приходе «Суммы» в качестве совладельца в НМТП были улучшены условия для рыночной конкуренции за счет равного доступа к инфраструктуре, и что веденная на терминалах НМТП и НЗТ прозрачная система распределения квот и продуманная диспетчеризация дали возможность российским компаниям в 2011-2012 годах потеснить европейских зернотрейдеров.
«При этом нужно подчеркнуть, что проекты новых частных зерновых терминалов, которые сегодня реализуются на Черном море, Балтике и Дальнем Востоке, делают в принципе невозможным проникновении монополии на услуги по перевалке зерна в выходных портах России», - утверждает ассоциация.
Ранее "Базэл", которому принадлежит «Агрохолдинг Кубань», также подававший заявку на участие в покупке допэмиссии ОЗК, заявлял, что процедура отбора инвесторов была непрозрачной, и отмечал, что продажа доли ОЗК инвестору, «не имеющему отношения к аграрному рынку», может привести к монополизации экспортных отгрузочных мощностей, повышению тарифов для сельхозпроизводителя.
На начальном этапе руководство "Тройки Диалог" (была выбрана инвестконсультантом для выбора инвестора и проведения допэмиссии ОЗК) обсуждало участие в конкурсе с более чем двадцатью компаниями. Прием заявлений о заинтересованности в приобретении акций ОЗК инвестконсультант проводил в период с 5 по 20 марта 2012 года. В указанные сроки заинтересованность высказали шесть компаний: "Русагро", "Сумма", "Агрохолдинг Кубань", зернотрейдер Louis Dreyfus, "Био-тон" и "Нефтегазиндустрия-Инвест".
Позже свою заинтересованность в приватизации ОЗК выразила АФК "Система" . В итоге оставалось два претендента, из которых на конкурентной основе был выбран один.
В настоящее время в состав НАЭСП входят крупнейшие компании-экспортеры, на долю которых приходится около 80% экспорта зерна (говорится в письме), а именно МЗК, «Астон», «Артис-агро Экпорт», «Бунге СНГ», «Валары», «Каргилл Юг», «КЗП-Экспо», «Луис Дрейфус Коммодитиз Восток», ОЗК, НЗТ и другие.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.