АНАЛИЗ - Российско-британские бои без правил в ТНК-ВР: выживет только один?

МОСКВА, 31 мая - РИА Новости, Евгения Соколова. Конфликт между российскими и британскими акционерами ТНК-ВР , владеющими ею на паритетных началах, вновь перешел в острую фазу и на этот раз, исходя из заявлений сторон и оценок экспертов, вполне может завершиться уходом одного из совладельцев.

Консорциум российских акционеров AAR уже заявил о готовности выкупить долю ВР или обменять свою долю на акции британской компании. ВР такие предложения через прессу обсуждать не готова, но говорит о возможности переговоров. Эксперты также склоняются к мысли о том, что в этот раз один из акционеров должен будет уйти.

В частности, совладелец компании Михаил Фридман, ранее на этой неделе объявивший об своем уходе с поста главного управляющего директора (CEO) группы ТНК-BP, в опубликованном в четверг интервью газете «Коммерсант» заявил, что не исключает появления у компании третьего акционера, а существующая акционерная структура себя исчерпала и перестала отвечать интересам и AAR, и ВР.

Стороны пока не озвучивали свои оценки по стоимости компании, однако в начале прошлого года, по неофициальным данным, AAR оценивал ТНК-ВР в 70 миллиардов долларов. В настоящее время по 50% в ТНК-ВР принадлежат ВР и российскому консорциуму AAR (25% - "Альфа-групп" Фридмана, по 12,5% - "Ренове" Виктора Вексельберга и Access Industries Леонарда Блаватника).

Я НЕ УСТАЛ, НО УХОЖУ

В понедельник Фридман направил письмо акционерам ТНК-BP с заявлением об увольнении с должности председателя правления ТНК-BP Management - российской компании, которая управляет активами ТНК-BP в России и на Украине, включая OAO "ТНК-BP Холдинг". В интервью причиной такого решения он назвал конфликт с ВР, начавшийся в январе прошлого года из-за того, что британская компания решила создать стратегический альянс с "Роснефтью" . "Роснефть" и ВР тогда договорились о взаимном обмене акциями, в рамках которого российская госкомпания могла получить 5% акций ВР в обмен на 9,5% своих акций, а также о совместной разработке российского шельфа Арктики. Однако по иску консорциума AAR сделка была заблокирована. В июне переговоры по ней были прекращены.

"Когда нет доверия к партнерам, когда управленческая структура не соответствует интересам обеих сторон и отсутствует конструктивный диалог между акционерами, стратегическое развитие компании, на мой взгляд, находится под угрозой. Я оставаться во главе такой компании не хочу", - сказал Фридман.

По его словам, "по большому счету существующая конструкция перестала отвечать интересам каждой из сторон".

"Или AAR, или ВР в конечном итоге должна контролировать компанию. Наши партнеры это явно понимают, но к переговорам абсолютно не готовы и поэтому тянут время. Это их стандартная практика. Как разрешить существующие противоречия - вопрос переговоров. Есть самые разные варианты", - отметил Фридман в интервью.

Например, считает он, ВР может стать миноритарным акционером и постепенно выходить из капитала ТНК-ВР. "Это процесс не мгновенный, он может быть растянут во времени. Мы и для себя рассматриваем возможность сокращения пакета, если его определенная часть будет конвертирована в акции ВР. Если мы пойдем по этому пути, он может занять пять-семь лет", - сказал совладелец консорциума AAR.

Фридман не исключает и появления в ТНК-ВР третьего акционера, говоря, что AAR открыт для предложений. Он отметил, что пока конкретных предложений нет, но "это может быть много кому интересно". При этом Фридман подчеркнул, что российские акционеры не заинтересованы в продаже своей доли за наличные, потому что не хотят покидать нефтяной бизнес.

Представитель ВР Владимир Буянов заявил агентству "Прайм", что компания подобные предложения через прессу не обсуждает. "Но если у AAR есть конкретные предложения, мы можем обсуждать их напрямую", - сказал он. Представитель ВР напомнил, что компания всегда заявляла о том, что не заинтересована в снижении своей доли в ТНК-ВР.

АЛЬЯНС ВЫРОС ИЗ ВОЙНЫ

Фридман признает, что отношения между акционерами ТНК-ВР никогда не были гладкими: «Партнерство у нас шумное, временами скандальное, конечно, но надо признать: ТНК-ВР для ВР одна из самых удачных инвестиций за более чем сто лет существования компании. Британская компания за это время заработала огромные деньги, да и мы внакладе не остались».

Действительно, история инвестиций ВР в России до ТНК-ВР не выглядит удачной. В ноябре 1997 года ВР купила за 571 миллион долларов 10% нефтяной компании СИДАНКО, которая была создана путем выделения активов из "Роснефти". Однако уже в начале 1998 года по инициативе ТНК была начата процедура банкротства входивших в СИДАНКО "Черногорнефти" и "Кондпетролеума", над которыми ТНК в 1999 году и получила контроль. Конфликт между ВР и ТНК из-за этих активов продолжался до 2000 года, когда они смогли договориться о возвращении "Черногорнефти" в состав СИДАНКО. Однако к тому времени ТНК уже стала крупным акционером самой СИДАНКО, поэтому по сути вернула "Черногорнефть" самой себе.

Списав расходы на СИДАНКО, ВР не потеряла веры в инвестиции в Россию и начала переговоры с ЮКОСом и ТНК о возможном партнерстве. Именно тогда начали возникать слухи о возможном создании ВР и ТНК совместной компании. Вскоре, уже в феврале 2003 года, AAR и ВР объявили о стратегическом альянсе. AAR внес в новую компанию ТНК-ВР свои пакеты акций в TNK International, ОНАКО и СИДАНКО, а также доли в "РУСИА Петролеум" (владела лицензиями на разработку Ковыктинского газоконденсатного месторождения и Верхнечонского нефтегазового месторождения) и газодобывающем предприятии "Роспан Интернешнл" (Ново-Уренгойское и Восточно-Уренгойское месторождения в Западной Сибири).

Вкладом ВР стали ее доли в компаниях СИДАНКО и "РУСИА Петролеум", а также пакет акций московской сети автозаправочных станций ВР. Британская компания после завершения сделки выплатила AAR около 2,6 миллиарда долларов в денежной форме после завершения сделки. Помимо этого ВР в течение трех лет выплачивала по 1,25 миллиарда долларов ежегодно в виде собственных акций. Однако тогда AAR не был заинтересован в том, чтобы быть акционером ВР, и акции были проданы.

Кроме того, в январе 2004 года ВР и ААR заключили договор о включении в ТНК-ВР 50-процентной доли в компании «Славнефть». Ранее этой компанией, осуществляющей свою деятельность в России и Белоруссии, совместно владели ААR и «Сибнефть» (в настоящее время «Газпром нефть» ).

МИР БЫЛ НЕДОЛГИМ

Мирные отношения между ВР и AAR продолжались примерно пять лет, пока действовал мораторий на продажу долей в ТНК-ВР, о котором они договорились при ее создании. О конфликте между акционерами ТНК-ВР начали говорить в конце 2007 года, когда начал приближаться срок истечения моратория - 1 января 2008 года. Однако все это время и россияне, и британцы заявляли о плодотворном сотрудничестве и намерениях продолжать его и далее.

Явными разногласия стали в мае, когда глава ТНК-ВР Роберт Дадли публично заявил о разногласиях между акционерами по вопросам будущего развития компании и не исключил, что они могут привести к снижению нефтедобычи. После этого российские акционеры ТНК-ВР потребовали увольнения Дадли: по их версии, компанией он руководил только в интересах британской стороны, в частности, препятствуя реализации международных проектов. Российские акционеры тогда также настаивали на общем сокращении числа британских менеджеров и расширении международного присутствия ТНК-ВР.

Конфликт акционеров ТНК-ВР завершился 4 сентября 2008 года подписанием меморандума о взаимопонимании, в котором нашли отражение все основные спорные вопросы: отставка с поста главы компании Роберта Дадли, изменение состава советов директоров, проведение IPO и участие ТНК-ВР в международных проектах.

Дадли ушел в отставку 1 декабря 2008 года, в январе акционеры ТНК-ВР пообещали в ближайшие недели представить новую кандидатуру главы компании. В итоге было принято решение, что компанию временно будет возглавлять Михаил Фридман, а его преемником станет Максим Барский. Однако Барский за три года так и не дождался своего назначения и покинул ТНК-ВР в ноябре 2011 года. Тогда же ARR и ВР объявили, что Фридман будет продолжать возглавлять компанию до конца 2013 года.

Весь прошлый год акционеры провели в спорах вокруг сделки с «Роснефтью», судебных разбирательствах по этому поводу и взаимных обвинениях. Накал страстей не выдержали два независимых директора компании - экс-канцлер Германии Герхард Шредер и Джеймс Лэнг, которые объявили о выходе из состава совета директоров. Источники связывали их демарш с намерением двух основных акционеров ТНК-ВР - британской ВР и российского консорциума AAR - подать иски друг против друга.

В частности, ТНК-ВР заявляла о намерении подать иски к ВР и членам совета директоров от ВР из-за того, что ТНК-ВР не была уведомлена о несостоявшейся сделке ВР с "Роснефтью". Российские акционеры - консорциум AAR - заявляли, что ВР таким образом нарушила акционерное соглашение. В свою очередь, ВР предлагала рассмотреть вопрос подачи иска к AAR и членам совета от AAR, так как, по мнению британской компании, "Ренова", входящая в состав консорциума, нарушила акционерное соглашение, не предложив ТНК-ВР купить у нее газовые и газораспределительные активы в России и на Украине, которыми она владеет через "КЭС-Холдинг", а также ТЗК в аэропорту "Кольцово" (Екатеринбург).

Отсутствие двух директоров создало трудности с проведением заседаний совета из-за отсутствия необходимого кворума, фактически с апреля совет директоров не может принимать решения. В мае Эверт Хенкес был назначен в совет директоров ТНК-BP Limited в качестве независимого директора от BP. Он будет работать совместно с Александром Шохиным, который является независимым директором, номинированным от AAR. Поиск третьего независимого директора, необходимого для восстановления кворума совета директоров, продолжается. Кандидатура третьего директора должна быть утверждена совместно ВP и AAR, но в условиях военных действий ждать этого в ближайшее время не стоит.

ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ

Большинство экспертов, опрошенных агентством «Прайм», ожидают, что этот конфликт станет последним в истории ТНК-ВР. Наиболее вероятным они считают выкуп доли российских акционеров «Роснефтью». Впрочем, Фридман с этой версией не согласен: "У них ("Роснефти") совершенно другие сейчас интересы, да и осадок (...) от ВР остался".

На прошлой неделе был обнародован указ президента РФ, поручающий правительству утвердить программу продажи в 2013-2015 годах пакетов акций компаний ТЭК, находящихся в собственности госкомпании "Роснефтегаз" (в частности, владеет 75,16% акций "Роснефти"). Вместе с тем, согласно президентскому указу, "Роснефтегаз" до 2015 года останется инвестором компаний ТЭК, чьи пакеты планируются к приватизации. Путин указал и источники инвестиций - дивиденды от акций компаний, находящихся в собственности "Роснефтегаза".

Это породило слухи о том, что «Роснефтегаз» может заняться консолидацией нефтегазовых активов и на его базе будет создан нефтяной аналог «Газпрома» . Несколько лет назад идея о консолидации нефтегазовых активов рассматривалась в правительстве. Это предложение активно поддерживал Игорь Сечин, который тогда курировал ТЭК в ранге вице-премьера, а в мае этого года был назначен главой "Роснефти". Предполагалось, что на базе "Роснефтегаза" будут объединены "Роснефть", "Зарубежнефть", "Транснефть" , "Транснефтепродукт" и "Сургутнефтегаз" . Тогда идея реализована не была, но, возможно, в этот раз ее основой станет доля в ТНК-ВР.

Весной 2011 года ВР предлагала российским акционерам ТНК-ВР выкупить их долю за 27 миллиардов долларов, однако это предложение было отвергнуто. По неофициальным данным, тогда российские акционеры оценивали всю компанию в 70 миллиардов долларов.

"Это уже должно хоть чем-то закончиться, но процесс может быть очень долгим", - считает один из экспертов, который не исключает, что Фридман покинул ТНК-ВР как раз для того, чтобы получить большую свободу действий.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Другие новости

Комментарии отключены.