МОСКВА, 25 апр – РИА Новости. Переход к системе открытого правительства и технологиям рейтингования в интернете требует развития технологий верификации информации, поскольку ее могут искажать "сетевые боты", считает главный редактор РИА Новости Светлана Миронюк.
"Опасность, перед которой мы в ближайшее время окажемся, это когда происходит искажение общественного мнения. Когда несуществующие сущности – ботнеты – начинают поднимать в социальных сетях, в ЖЖ события, мнения, позиции, происшествия, которых либо не было, либо искажены", - заявила Миронюк, подводя итоги прошедшего в среду в агентстве форума Big Tent.
Форум Big Tent был организован по инициативе Google и направлен на то, чтобы объединить на одной площадке политиков, лидеров мнений, представителей образовательных учреждений и СМИ для обсуждения развития интернета в определенном регионе.
"Самый опасный элемент, на мой взгляд, этапа этой тенденции – когда в ближайшее время будет введен механизм общественных голосований за те или иные петиции, поправки к законопроектам, когда общество свое мнение реально донести до регуляторов и не сможет", - отметила главный редактор.
В качестве примера Миронюк привела случай с поддельным аккаунтом главы ЦИК России Владимира Чурова, распознать который удалось лишь несколько дней спустя.
"Переход к системе открытого правительства не только у нас, а вообще в мире, переход к открытым технологиям рейтингования проблемы решений, ставит на повестку дня серьезный вопрос о верификации информации и источников информации", - отметила она.
Ранее премьер-министр Владимир Путин предложил сделать обязательным рассмотрение в парламенте общественных инициатив, которые соберут 100 тысяч подписей в интернете. Позднее он уточнил, что такие инициативы перед направлением в парламент должны оценивать члены совместной экспертной группы Думы и правительства.
НОВЫЕ ВЫЗОВЫ
Говоря о развитии СМИ и интернет-технологий, главред РИА Новости отметила, что в своем развитии они прошли через разные мифы.
"Через мифы о том, что юзерский контент, что пользовательская активность и их новости убьют традиционные СМИ - не убили. Миф, что умрут бренды и что аудитории не будет совсем интересно, а кто эти самые новости поставляет – не произошло. Что умрет текст, останутся картинки, а вместе с текстом умрет качественная журналистика, как профессия – тоже этого не произошло", - сказала она.
Тренд последних двух лет, по ее словам - в том, что информагентства может заменить Twitter, который начинает делать новости быстрее. Однако в этом есть и позитивный момент для традиционных информагентств, так как именно они возьмут на себя роль верификатора такой оперативной информации.
По словам Миронюк, за последний год отмечается "колоссальный рост" недостоверной информации в интернете. В связи с этим роль традиционного СМИ, в данном случае информационного или мультимедийного, заключается в верификации этой самой информации, убеждена Миронюк.
Говоря о росте числа ботов, главред рассказала для примера, что пользователи, носящие признаки фиктивных, составляют 25-30% от подписчиков на аккаунты РИА Новости в Twitter и около 10% от подписчиков страницы агентства в соцсети Facebook. Всего на аккаунты РИА Новости в Twitter подписаны около 130 тысяч человек, а на страницу агентства в соцсети Facebook – около 500 тысяч.
"Мы пытаемся чистить себя вручную от этих фиктивных сущностей, но они нарастают вновь", - сказала Миронюк.
По ее мнению, боты подписываются на страницу агентства, чтобы получить хорошую кредитную историю. "Если ты бот, но у тебя есть подписка на РИА Новости, то может быть ты не бот, а человек", - сказала главный редактор.
Главный редактор пояснила, что в интернете встречается несколько разновидностей искажений информации, в частности устаревшая информация или информация со случайными ошибками.
"И еще один вид нарушений – это искажение общественных реакций за счет манипулирования и создания тысяч и тысяч несуществующих интернет-сущностей", - сказала Миронюк.
В качестве примера она привела ситуацию, когда в интернет-энциклопедии "Википедия" содержались неточные данные об атомной массе элементов таблицы Менделеева. При этом ресурсом пользуется огромное количество людей, которые постоянно воспроизводят эту ложную информацию.
"Я, конечно, тоже верю в саморегулирование как в способ самоочищения интернет-среды от всего наносного, но скорости, в которых мы живем, и быстрота общественной реакции на происходящие процессы, и валообразный рост технологий фальсификаций и искажений - он не дает нам времени несколько лет подождать, когда саморегулирование само очистит информационные массивы от накопленных ошибок и искажений", - сказал Миронюк.
ВЕРИФИКАЦИЯ
РИА Новости, по словам Миронюк, для проверки информации занимается и собственными измерениями.
"Мы занялись инструментальными замерами. Когда нет другого способа проверить, можно только измерить. Например, мы измеряем температуру воздуха метеостанцией, которую поставили на собственное здание", - сказала она.
Также агентство с помощью аэрофотосъемки и съемки из космоса измеряли количество людей, которые приходили на Болотную, Поклонную и площадь Сахарова.
"Были общественные споры по поводу цифр - официальные цифры до такой степени не соответствовали цифрам организаторов, что в поисках истины мы разработали и начали применять четыре способа измерения числа людей на площадях – от геодезической съемки до фотосъемки и до постановки специальных фотокамер, которые снимают количество людей, заходящих на площади, а потом вручную пересчитываем", - рассказала главред агентства.
По ее мнению, "важно, что эти измерительные механизмы, измерительные технологии изменили наши подходы к новостям".
"У нас сегодня фотограф идет фотографировать не красивый или интересный ракурс, а фотографирует исходя из понимания, что он потом из этой фотографии должен будет определить количество людей и вместе с инфографиками дать более-менее точную цифру. Это к вопросу о том, как технологии меняют новостные процессы", - подчеркнула Миронюк.
Кроме того, в рамках верификации информации 1 мая РИА Новости запускает новый продукт.
"Мы с 1 мая запускаем новостную твит-ленту, точнее, это лента из тысячи аккаунтов социальных сетей и твиттера, верифицированных нами, то есть проверенных нами, что эти аккаунты точно принадлежат их владельцам. Мы в течение трех минут после выхода сообщения в социальной сети верифицируем новость, источник новости и подтверждаем, что это событие или сообщение является истинным", - рассказала она.
Дискуссии в рамках форума Big Tent уже прошли в Лондоне, Берлине и Гааге, а в 2012 году Big Tent пришел в Россию. В рамках конференции ведущие мировые и российские эксперты обсуждали влияние интернета на ключевые сферы жизни человека и государств - экономику, социальную сферу и культуру.
В качестве докладчиков и участников в форуме приняли участие директор Google по внешним связям Питер Бэррон, помощник президента России Аркадий Дворкович, старший партнер и директор McKinsey Жак Бугин, основатель фондов ru-Net и RTP Ventures, сооснователь «Яндекса» Леонид Богуславский, старший вице-президент по корпоративному развитию и главный юрист Google Дэвид Драммонд, американский писатель, журналист Джеф Джарвис, главред сайта «большого правительства» BigGov.rf Раф Шакиров, профессор Александр Долгин, медиа-директор галерии Tate Марк Сандс.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.