МОСКВА, 10 апр - РИА Новости. "Газпром нефть" , замыкающая пятерку крупнейших российских нефтяных компаний, рассчитывает на корректировку требования к утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ), иначе ей придется потратить 13 миллиардов рублей на экономически неэффективные проекты для доведения утилизации до уровня 95%, сообщил глава дирекции по газу и энергетике компании Антон Гладченко в интервью корпоративному журналу "Сибирская нефть".
По его словам, "Газпром нефть" включила в базовый портфель только те проекты, которые уже реализует, или те, которые имеют серьезное обоснование для реализации. В частности, это Южно-Приобское месторождение, первая фаза Ноябрьского интегрированного проекта (НИП), работы на Вынгапуровской группе месторождений и вторая фаза НИП, но пока только в части проектных работ, а также проект на Шингинском месторождении «Газпромнефть-Востока». Кроме того, необходимо создать автоматизированные системы учета, наличие которых является жестким требованием контролирующих органов.
С 1 января 2012 года в России вступили в силу требования об утилизации 95% добываемого ПНГ. По подсчетам экспертов, объем платежей нефтяных компаний за вредные выбросы в атмосферу в 2012 году возрастет в 50 раз и составит 16,7 миллиарда рублей.
"Это точно нужно сделать - и мы это делаем, причем стараясь выдерживать жестко поставленные сроки запуска объектов в эксплуатацию. Стоимость базового портфеля - около 8 миллиардов рублей. А еще порядка 13 миллиардов рублей - это проекты, которые, по сути, уничтожают эффективность добычи нефти на нескольких малых или средних отдаленных месторождениях с падающей добычей, где построенная инфраструктура использования ПНГ окажется незагруженной уже через несколько лет. К сожалению, эффективность разработки нефтяной части этих активов настолько невысока, что инвестиции в утилизацию ПНГ фактически убивают целесообразность дальнейшей разработки подобных месторождений: интегральная экономика добычи нефти и утилизации попутного нефтяного газа становится негативной. Другими словами, для компании становится экономически выгоднее прекратить добычу нефти, чем утилизировать ПНГ", - сказал Гладченко.
Он пояснил, что для определения базовых проектов было использовано несколько системных критериев: объем сжигаемого газа, экономическая эффективность альтернативных вариантов его использования, быстрота строительства. Важным фундаментом для принятия решений стали комплексные проекты разработки месторождений. По словам Гладченко, в настоящее время "Газпром нефть" интегрировала понимание экономики от добычи нефти на месторождениях с экономикой от утилизации ПНГ, и это сделало значительно эффективней процесс принятия решений по проектам использования попутного газа. Он не исключает, что вопрос с проблемными активами можно будет решить за счет регуляторной работы, взаимодействия с госорганами и так далее.
"Например, это касается второй фазы Ноябрьского интегрированного проекта. У нас есть несколько месторождений с очень маленьким объемом добычи нефти, но с существенным объемом сжигания газа. Ситуация такова, что нам из-за интегрально негативной экономики добычи нефти и утилизации ПНГ необходимо решить: мы либо инвестируем значительные средства, около 4-6 миллиардов рублей, в инфраструктуру утилизации ПНГ и в результате получаем убыток от разработки данных месторождений, или приостанавливаем работу на этих активах. С одной стороны, отказ от разработки таких месторождений позволит нам и снизить размер штрафов за сжигание, и улучшить свою репутацию, повысив уровень утилизации, а сэкономленные средства мы сможем эффективно инвестировать в развитие других нефтедобывающих активов. Однако остановка добычи нефти - крайняя мера, поэтому мы стараемся подробно объяснять контролирующим органам, что это очень сложное для нас решение, которое может приниматься только после тщательного учета всех факторов, но не второпях", - сказал Гладченко.
Тем не менее, по его словам, "Газпром нефть" должна быть готова и к такому развитию событий, если госорганы будут проводить жесткую политику в вопросах сокращения сжигания ПНГ. По мнению Гладченко, альтернативным выходом могло бы стать применение особого подхода в части госрегулирования к требованиям по сжиганию ПНГ на проблемных месторождениях: установление целевого уровня утилизации менее 95%, адресные налоговые льготы и прочее. В исключительных случаях на некоторых месторождениях целесообразней продолжить экономически эффективную добычу нефти (пусть даже она будет сопровождаться сжиганием незначительных объемов ПНГ), если это принесет больше выгоды государству и отрасли, уверен он.
Гладченко сообщил, что реализация базовых проектов позволит "Газпром нефти" в конце 2012-го - начале 2013 года обеспечить объем утилизации на уровне лидирующих в этом вопросе российских компаний, которые сегодня используют около 80-85% добываемого ПНГ. О более точных цифрах можно будет говорить по итогам 2012 года после выполнения масштабной программы бурения на месторождениях, в том числе с высоким газосодержанием, добавил он.
"Вопрос о сроках достижения директивного уровня утилизации в 95% напрямую увязан с вопросами регулирования сжигания ПНГ на отдаленных месторождениях с интегральной негативной экономикой, на месторождениях в ранней стадии разработки (гринфилды) и так далее. Мы, естественно, готовы выполнять уже проработанные технические решения, однако считаем необходимым сокращать сжигание ПНГ экономически эффективным для государства способом, а это требует более гибких условий регулирования и применения стимулирующих мер", - подчеркнул Гладченко.
По его словам, технически возможно достичь и уровня вплоть до 98%.
"Однако наша позиция заключается в том, что сейчас, возможно, правильным решением было бы доведение уровня утилизации в целом по стране до некоего оптимального с экономической точки зрения уровня. Для всех очевидно, что отрасли необходимо сократить сжигание десятков миллиардов кубометров ПНГ, которые могут полезно использоваться и создавать дополнительную стоимость как для компаний, так и для государства. Но объемы, утилизация которых напрямую связана с экономически неэффективными инвестициями, требуют более продуманного решения", - считает Гладченко.
Например, по его словам, для полного соблюдения утилизации в 95% ПНГ по стране необходимо везде создать резервные мощности, то есть дополнительно построить линии электростанций, газоперерабатывающих заводов и других потребителей, которые будут работать всего несколько дней в году, пока останавливаются на ремонт и обслуживание основные технологические линии.
"В масштабах страны на это потребуется потратить миллиарды рублей, что будет экономически неэффективно, но позволит дополнительно утилизировать некоторый объем ПНГ. Куда эффективнее не замораживать инвестиции в нерентабельных проектах, а направлять их на интенсивное развитие и модернизацию основных фондов. Трудно сказать, какая доля из общей суммы инвестиций в программы утилизации в 300 миллиардов рублей, необходимых отрасли на достижение утилизации в 95%, придется на доведение этого показателя до оптимального экономического уровня, а какая - на экономически неэффективный остаток. Если пропорция будет такой же, как и у нашей компании, получается, что зарытыми в землю окажутся порядка 150 миллиардов рублей, которые можно было бы использовать гораздо эффективнее. Поэтому мы будем продолжать общаться с госорганами, чтобы найти оптимальные решения, которые пойдут на пользу и бизнесу, и обществу, и государству", - заключил Гладченко.
В январе этого года Минприроды РФ предложило существенно повысить размер платы за выбросы вредных веществ при сжигании ПНГ, но при этом предусмотреть поэтапный рост платежей; ввести механизм вычетов затрат на реализацию проектов по утилизации ПНГ, освободить от требования по 95-процентной утилизации участки недр на этапах пробной эксплуатации и опытно-промышленной разработки и с объемом добычи ПНГ менее 5 миллиардов кубометров в год.
В конце марта министр энергетики РФ Сергей Шматко сообщил, что профильные ведомства согласовали предложения по дифференциации платежей за выбросы вредных веществ в атмосферу при сжигании ПНГ в зависимости от условий разработки и параметров месторождений. Он пояснил, что новые нормы предполагают разный подход к новым месторождениям, месторождениям, которые эксплуатируются порядка пяти лет, и старым месторождения, "где существует вся инфраструктура, где, в принципе, давно известно, как ведет себя газовый фактор, где у компании были давно возможности провести необходимые улучшения".
Шматко также сообщил, что планируется ввести механизм, который будет гарантировать инвестирование средств, полученных от штрафов, в переработку ПНГ.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.