Добавлен блок информации с подзаголовком "Нет реформы - нет модернизации".
КИЕВ, 16 мар - РИА Новости, Людмила Лысенко, София Мусич. Правительство Украины согласилось на принятие предложенного оппозицией альтернативного законопроекта о реформировании нефтегазового комплекса, который разрешает реорганизацию "Нафтогаза", но запрещает аренду и приватизацию ГТС, передает корреспондент РИА Новости.
Заместитель министра энергетики и угольной промышленности Владимир Макуха в пятницу, отвечая на вопрос депутатов в ходе часа вопросов к правительству, отметил, что Украина как член Европейского энергетического сообщества обязана провести реорганизацию нефтегазового сектора, в частности разделить "Нафтогаз" на транспортирующую и добывающую компании. Однако, продолжил он, реформа долгое время тормозится из-за того, что Верховная рада не может принять необходимые изменения в закон о трубопроводном транспорте.
Правительство предложило свой законопроект, в котором кроме реорганизации "Нафтогаза" также разрешалась аренда газотранспортной системы (ГТС), что необходимо для создания газотранспортного консорциума с РФ. Оппозиция неоднократно срывала рассмотрение этого законопроекта.
"Поэтому министерство и правительство поддерживают предложение господина Кармазина (автор законопроекта, депутат Верховной Рады Юрий Карамзин) о принятии законопроекта, о внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью обеспечения реформирования нефтегазового комплекса именно в редакции господина Кармазина", - сказал Макуха.
ГТС - НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ
В законопроекте депутата Кармазина отмечается отдельным пунктом, что приватизация НАК "Нафтогаз Украины" запрещена. Данная инициатива депутата вызвана тем, что в правительственном законопроекте о реформировании нефтегазового сектора нет четко прописанной нормы о запрете приватизации предприятий "Нафтогаза".
Кроме того, депутатским законопроектом запрещается "отчуждение основных фондов и акций государственных предприятий, которые работают с транспортировкой магистральными или распределительными трубопроводами, хранением в подземных газохранилищах". "Передача их с баланса на баланс, в концессию, в аренду, лизинг, залог, управление, в уставный фонд других юридических лиц… что может привести к отчуждению основных фондов и акций этих предприятий, а также основных фондов и акций НАК "Нафтогаз Украины", дочерних и учрежденных ею предприятий, запрещается", - говорится в документе.
На сегодняшний день законодательство Украины запрещает продажу или аренду ГТС страны. Рада планировала принять законопроект, предложенный правительством и разрешающий аренду газотранспортной системы, еще в начале года, но тогда она отложила этот вопрос до завершения газовых переговоров с РФ. Проект закона 24 февраля текущего года неожиданно был включен в повестку дня заседания парламента, но неоднократные попытки его рассмотреть не увенчались успехом: оппозиция каждый раз блокировала его рассмотрение. Оппоненты власти уверены, что передача газовой трубы в бессрочную аренду по сути ничем не отличается от продажи.
Между тем создание газотранспортного консорциума является одним из возможных условий снижения цены на газ, которого Украина почти два года добивается от "Газпрома" . Киев считает целесообразным трехсторонний формат при участии России и европейских компаний, Москву больше устраивает двухсторонний. В то же время на днях секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Клюев не исключил, что консорциум может быть создан без участия ЕС, если Киеву будут предложены выгодные условия.
НЕТ РЕФОРМЫ - НЕТ МОДЕРНИЗАЦИИ
Замглавы Минэнерго Украины отметил, выступая в Раде, что затягивание с реформированием нефтегазового сектора фактически заморозило модернизацию украинской ГТС.
"Сегодня мы уже имеем определенные проблемы, у нас фактически остановилась реализация первого пилотного проекта по модернизации ГТС Украины - модернизация газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, которая предусматривала привлечение средств европейских финансовых институций", - сказал Макуха.
По его словам, европейские финорганизации отказываются предоставлять деньги до тех пор, пока Украина не начнет реформирование нефтегазового комплекса, и принятие альтернативного законопроекта может стать первым шагом на пути реформы.
"Нафтогаз" рассчитывал еще в июле прошлого года получить от консорциума банков - Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) и Всемирного банка (ВБ) более 300 миллионов долларов на проведение первого этапа реконструкции магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. Украина также приглашала к участию в процессе модернизации Россию и ЕС.
"Газпром" же не готов принимать участие в локальных проектах модернизации украинской ГТС и настаивает на создании газотранспортного консорциума. Глава российского газового холдинга Алексей Миллер отмечал, что модернизация ГТС Украины требует больших средств - по разным оценкам, от 2-3 до 7-8 миллиардов евро. В январе он и вовсе заявил, что, если Украина считает свою ГТС "историческим сокровищем, то, по-видимому, ее место в музее".
Сейчас Украина является основным транзитером российского газа в Европу. Однако, как заявляли в "Газпроме", после запуска "Южного потока" и расширения "Северного потока" значение Украины для экспорта российского газа упадет до нуля.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.